рефераты по менеджменту

Правовое обеспечение защиты прав и интересов потребителей

Страница
2

Основное регулирование отношений с участием потребителей все-таки осуществляется нормами гражданского законодательства, и в частности Гражданского Кодекса Российской Федерации. Действующий ГК состоит из нескольких частей. Первая часть действует с 8 декабря 1994г. и устанавливает правовые основы участия граждан и организаций в гражданском обороте, правовое положение различных субъектов гражданских правоотношений, а также определяет общие условия заключения гражданско-правовых договоров. Вторая часть ГК РФ вступила в силу с 1 марта 1996 года и содержит нормы, определяющие особенности отдельных видов гражданско-правовых договоров.

Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей» в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это Закон РФ «О страховании», Закон «О сертификации», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» Закон РФ «О естественных монополиях» и ряд других нормативных актов.

Там, где действует несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу Гражданский Кодекс Российской Федерации имеет преимущественную силу при регулировании любых правоотношений в сфере гражданского оборота. В то же время, понимая важность установления особенностей правового регулирования отношений с участием граждан, законодатель оговаривает, что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом, гражданин-потребитель пользуется также правами, предоставленными Законом РФ «О защите прав потребителей».

Таким образом, ГК РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга.

Основное требование к другим нормативным актам, затрагивающим интересы потребителей, заключается в том, что эти документы не должны содержать норм, противоречащих Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством. Для того чтобы исключить ограничение прав потребителей ведомственными инструкциями, в закон был введен прямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, в которых содержатся нормы, касающиеся потребителей. Это означает, что только Правительство России имеет право принимать правила и инструкции, регулирующие отношения с участием граждан-потребителей; и это право не может быть передано никаким другим субъектам исполнительной власти.

Ответственность за нарушение прав потребителей

В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара (работ, услуг) и его безопасностью (ст. 200 и 238).

Диспозиция ст. 200 практически совпадает с диспозицией ст. 14.7 КоАП РФ. Поэтому субъекты, субъективная сторона, объективная сторона этих правонарушений совпадают. Разграничение проводится по последствиям, точнее – по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Обманом в значительном размере признается обман, причинивший потребителю ущерб в сумме, превышающей одну десятую минимального размера оплаты труда, в крупном размере – в сумме не менее одного минимального размера оплаты труда.

По ч. 2 ст. 200 квалифицируется также обман потребителя, независимо от размера причиненного ему ущерба (кроме небольшого), если он совершен лицом, ранее судимым за обман потребителей (п. «а»), или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «б») [4; с. 52].

В новом УК произошли существенные изменения. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года признана утратившей силу ст. 200 УК РФ «Обман потребителей», поскольку он представляет собой специальный случай мошенничества (ст. 159 УК). Статья 14.7 КоАП предусматривает административное наказание в виде штрафа за обман потребителей, однако не указывает на размер ущерба, который отграничивает административный проступок от уголовно преследуемого наказания. В связи с изложенным, ст. 14.7 КоАП следует дополнить указанием на то, что обман потребителей является административным проступком в случае причинения ущерба на сумму не более одного минимального размера оплаты труда [1; с.16].

Недостатки действующего законодательства

Практика прокурорского надзора свидетельствует о существовании пробелов в действующем законодательстве о защите прав потребителей, для устранения которых целесообразно принять ряд мер.

В случае приобретения товара «дистанционным» способом, когда покупатель приобретает товар на основании описания, содержащегося в каталогах, проспектах, буклетах, представленного по телевидению, через Интернет и др., он должен быть наделен правом на отказ от товара в течение определенного срока после его получения.

Необходимо установить ответственность импортеров за ненадлежащее качество импортных товаров, перечень которых утверждается Правительством РФ, если на территории РФ отсутствует организация, уполномоченная на удовлетворение требований потребителей по поводу качества импортного товара.

На федеральном уровне не закреплен порядок возмещения организациям связи расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам и инвалидам, пенсионное обеспечение которых осуществляется силовыми министерствами и ведомствами. Действующие правила возмещения в 2000 г. операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение льгот, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г., устанавливают этот порядок только в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты либо территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Необходима разработка и принятие нормативного акта, предусматривающего порядок реализации положений законодательства о льготном обслуживании указанных категорий ветеранов и инвалидов.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. признана утратившей силу ст. 200 УК РФ «Обман потребителей», поскольку он представляет собой специальный случай мошенничества (ст. 159 УК). Статья 14.7 КоАП предусматривает административное наказание в виду штрафа за обман потребителей, однако не указывает на размер ущерба, который отграничивает административный проступок от уголовно преследуемого наказания. В связи с изложенным, ст. 14.7 КоАП следует дополнить указанием на то, что обман потребителей является административным проступком в случае причинения ущерба на сумму не более одного минимального размера оплаты труда [1; с.16].

Способ защиты прав потребителей можно проиллюстрировать на пример. Так, при оценке состояния оказания туристических услуг туристическими фирмами в г. Москве наглядно вырисовывается тенденция несоблюдения различными туристическими фирмами требований законодательства РФ о предоставлении потребителю полной и достоверной информации. Список фирм, подобным образом нарушающих законодательство РФ, очень большой.

Принцип работы значительной части данных организаций:

Максимальная абстрактность в доведении до сведения потребителя и отсутствие детализации прейскуранта за предлагаемые услуги и сосредоточение лишь на итоговой цифре, определяющей весь расчет. Нелепость данного принципа столь очевидна, что ни одному нормальному человеку не придет в голову опровергать его абсурдность – никто же не приходит в магазин и не набирает продуктов без наличия ценников на них, а окончательную цену всего набранного товара данному человеку объявят в кассе единой строкой без расшифровки на составляющие компоненты. Справедливость и реальность функционирования вышеуказанного принципа легко устанавливаема как при непосредственном обращении в значительную часть турфирм, так и при прочтении значительной части рассказов на интернетовском сайте, публикующем рассказы очевидцев, - «100 дорог». При этом обращении потребителю чтобы, еще не выезжая в турпоездку, ощутить всю прелесть туристического обслуживания, достаточно элементарно усложнить маршрут, а точнее не приобретать стандартный турпакет в виде обкатанного автобусного тура или многократно апробированной поездки в Турцию [3; с.73].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту