К. Роджерс считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.[16]
Он предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; «Я – концепция» формируется как внутренне согласованная композиция восприятия организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самопереживаний, организирующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.[17]
К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации личностью «Я – Концепции».[18]
А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.
А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена на 5 уровнями. Иерархия потребностей по Маслоу включает:
1) потребность в самоактуализации (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.);[19]
2) потребность в признании и оценке;
3) потребность в безопасности;
4) потребность в социальных связях, привязанностях и любви;
5) физиологические нужды и потребности[20].
Согласно предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.
3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».[21]
Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом «Диадической теории интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.[22]
Д. А.Келли разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний[23].
Важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала.
Направленность личности – ее ведущее психологическоая характеристка, в которой представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.[24]
Мировоззрение (мировосприятие) – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе , а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.[25] В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.
Мировоззрение есть у каждого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда оно воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.[26] Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей.[27] Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей – основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.[28]
Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.
Материальные потребности – потребность в пище, тепле, отдыхе, одежде, жилище, предметах быта. Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются. Приобретая новые признаки и содержание.
Духовные потребности – потребность в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и т.п. Духовные потребности человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, заниматься любимым делом – повергает его в острые переживания, шок, порой привод даже к самоубийству.
Идеалы – образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.[29]
Жизненные цели – долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.[30]
Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.[31]