Фаза 1. До работы непосредственного руководителя. На этой фазе аттестационного процесса основную работу проводит служба персонала Компании. При этом служба персонала:
• разрабатывает принципы и методики проведения аттестации;
• издает нормативные документы и готовит материалы, способствующие проведению аттестации;
• проводит специализированное обучение руководителей и персонала Компании.
Фаза 2. Работа непосредственного руководителя:
• ознакомление с пакетом документов, необходимых для проведения аттестации и оформления ее результатов;
• участие в инструктивно-методических встречах с представителями службы персонала;
• участие в обучающих программах поддержки аттестации, например в видео тренинге «Как использовать аттестационные встречи для улучшения отношений с подчиненными и укрепления имиджа хорошего руководителя»;
• подготовка (возможно с сотрудниками службы персонала) графика аттестационных встреч с подчиненными сотрудниками (аттестуемыми);
• подготовка подчиненных сотрудников к аттестационным встречам (в частности, для управления ожиданиями — информирование, сбор мнений;
• рассылка приглашений и информационных материалов по аттестации и плану личной карьеры; проведение общего собрания в подразделении);
• заполнение листа аттестационной беседы;
• ознакомление своего непосредственного руководителя с результатами заполнения в листе аттестационной беседы раздела «Оценка деятельности аттестуемого за прошедший период»;
• аттестационная встреча с сотрудником (возможна практическая и методическая помощь в проведении аттестационных бесед и участие в их проведении сотрудников службы персонала);
• окончательное заполнение листа аттестационной беседы (заполнение графы «Выводы по результатам аттестационной беседы»);
• ознакомление подчиненного с материалами аттестационного листа, принятие его замечаний и предложений.
Фаза 3. После работы непосредственного руководителя. Она включает в себя следующие этапы:
• составление по итогам аттестационных бесед служебной записки, которая представляется в службу персонала;
• проведение общего собрания с сотрудниками по итогам аттестации;
• анализ информации, полученной в ходе аттестации, и занесение ее в «досье» сотрудника;
• разработка программ обучения, карьерного роста и т.п.
В ходе аттестации руководитель может решать следующие задачи:
• распределить ответственность за карьеру подчиненного между высшим руководством, собой и самим подчиненным.
• санкционировано начать с подчиненным обсуждение тех вопросов, которые было бы затруднительно начинать обсуждать по личной инициативе.
• сформулировать с подчиненным взаимные позитивные перспективы сотрудничества.
• Оценить эффективность своего стиля лидерства.
• Благожелательно высказать свои рекомендации.
• Прояснить причину того или иного поведения сотрудника.
•Проявить поддержку в определенных вопросах (карьерных, внутриколлективных и т.д.).
• Снизить напряжение.
Для того чтобы побудить подчиненных быть открытыми, стимулировать их решать свои проблемы, договориться о дальнейших производственных делах и сформулировать реалистичные планы на будущее, необходимо:
1) чтобы они говорили хотя бы половину всей вашей беседы с ними;
2) создать неформальную атмосферу, не спешить;
3) хвалить их за то, что они сделали, и поощрять их говорить об этом;
4) задавать им прямые и открытые вопросы, показывая, что вы слушаете их ответы;
5) постараться, чтобы во время встречи не было неожиданностей, тем более, неприятных;
6) вовлекать их в самооценивание;
7) обсуждать их поступки, а не личные качества;
8) пользоваться позитивным языком, т.е. говорить о том, что они могли бы улучшить, и не говорить о том, с чем они не справляются;
9) продумывать и планировать желательные результаты беседы до ее начала;
10) во время аттестационной встречи не отвлекаться от сути;
11) опираться только на факты, избегать общих рассуждений и расплывчатых наставлений;
12) договариваться только о таких целях, которые поддаются измерению, фиксировать даты проверочных встреч.
Значение для организации
Польза от проведения оценки персонала.
• Повышение имиджа организации. (Проведение аттестации персонала — это признак развитой кадровой политики Компании. Именно такая политика характерна для устойчивых и солидных Компаний. Проведение аттестации соответствует общепринятой международной практике.)
• Развитие корпоративного чувства (духа) у персонала.
Позитивное влияние на мотивацию сотрудников к трудовой деятельности и повышение эффективности их работы.
• Ревизия и развитие кадрового состава (человеческого ресурса Компании).
• Отработка критериев и оптимизация процесса перестановки (ротации) кадров.
• Оптимальное распределение ответственности между руководителем подразделения и организацией по отношению к сотруднику.
• Снятие гиперответственности с руководителя (облегчение эмоциональной нагрузки).
• Повышение организованности в работе с кадрами.
Вред от проведения оценки персонала.
Разрушение связей в коллективе (при плохой организации и неправильном проведении оценки).
Польза отказа от проведения оценки персонала.
• Сохранение сложившегося равновесия.
• Сохранение (хотя и подчас мнимого) спокойствия в коллективе.
Вред отказа от проведения оценки персонала.
• Сужение возможностей оценки реального состояния организации.
• Неверная оценка перспектив работы.
• Увеличение вероятности ошибок при стратегическом планировании из-за неправильной оценки ресурсов.
Польза от проведения оценки персонала.
• Получение инструмента для принятия кадровых решений.
• Получение инструмента для принятия решений по дифференциации оплаты труда.
• Получение инструмента для обновления кадрового состава.
• Получение ориентации в положении дел с кадрами.
• Выявление кадрового резерва для замещения должностей руководителей подразделений и резерва квалифицированных специалистов.
Вред от проведения оценки персонала.
• Повышение критической активности персонала: к условиям труда, технологиям, оборудованию, личностям непосредственных руководителей и высшего руководства («не будите спящую собаку»).
• Требование материальных затрат для ее проведения.
• Может привести к созданию или повышению напряженности в коллективе.
• Может привести к моральному ущербу для некоторых сотрудников.
Польза отказа от проведения оценки персонала.
Экономия времени на выполнение функциональных обязанностей.
Вред отказа от проведения оценки персонала.
• Потеря возможности принимать грамотные кадровые решения.
• Потеря возможности выявлять и подготавливать кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности.