Польза от проведения оценки персонала.
• Возможность обоснованно активизировать кадровую работу.
• Осознание и формулировка требований к персоналу для выполнения тех или иных задач (систематизация взгляда на подчиненного).
• Обоснованная возможность отвлечься от «текучки» и «увидеть» своих сотрудников.
• Возможность оценить эффективность своих действий с персоналом по обратной связи.
• Возможность начать процесс снижения напряженности в коллективе через вскрытие и снятие скрытых конфликтов.
• Возможность психологически мотивировать сотрудников и тем самым повысить эффективность труда.
Возможность найти нужный тон с теми сотрудниками, с которыми сложились неформальные отношения, или с теми, которые навязаны обстоятельствами.
Возможность с меньшим конфликтом избавиться от нежелательного сотрудника.
• Возможность прояснить свои позиции, а также начать диалог и найти во взаимной субъективности зону согласия и консенсуса.
• Возможность обсудить с сотрудниками результаты проведения аттестации и связанную с этим ситуацию в коллективе.
• Возможность сформулировать обоснованные пожелания вышестоящему руководству.
Вред от проведения оценки персонала.
• Возникновение и актуализация конфликтов в коллективе (причины: несовпадение оценок; неразрешенные, скрытые конфликты; пути разрешения: снизить конфликтогенные стороны процесса оценивания, выявлять и управлять скрытыми конфликтами, согласовывать с подчиненным критерии оценки).
• Потеря рабочего времени (заметим, что в должностные обязанности руководителя входит как выполнение функциональных обязанностей, так и развитие кадрового потенциала. Экономится ли функциональное рабочее время руководителя, если он сокращает свое время на работу с кадрами?).
• Нежелание зафиксировать и открыть руководству неприятную правду.
• У подчиненных может возрасти требовательность к способам их поощрения.
Польза отказа от проведения оценки персонала.
• Избежание увеличения бесполезной конфликтности в коллективе.
• Избежание возможных стрессовых ситуаций.
Вред отказа от проведения оценки персонала.
Потеря дополнительной возможности объективной оценки сотрудников, которая нужна для устранения недостатков в работе.
Польза от проведения оценки персонала.
• Возможность услышать мнение руководителя о себе (снизить неадекватную тревожность или неадекватную беспечность).
• Понимание, что именно руководитель принимает в нем за недостатки и что же именно нужно руководителю для того, чтобы относиться к подчиненному позитивно; понимание, что ему делать для того, чтобы его ценил руководитель, как корректировать в дальнейшем свое поведение.
• Понимание, чем руководитель может ему помочь.
• Возможность высказать самому свои соображения о себе, своей работе, своих потребностях, планах, надеждах и т.д.
Вред от проведения оценки персонала.
• Стресс, связанный с положением оцениваемого, повышение общей тревожности.
• Риск обострения отношений с руководством.
• Потери рабочего времени.
• Страх обнаружения нежелательной правды.
• Риск вскрыть конфликт.
Польза отказа от проведения оценки персонала.
• Возможность избежать стресс.
• Возможность сохранять «дремотное» состояние, «скрыться в толпе», «быть забытым в текучке».
• Сохранение иллюзии того, что, не беседуя с руководителем, можно избежать отрицательных последствий его негативной оценки.
Вред отказа от проведения оценки персонала.
Упущены возможности обмена мнениями и выяснения отношений с руководителем, привлечения руководителя к выполнению своих планов.
1. Аттестация служащих с целью установления соответствия работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с «заводской» Единой тарифной сеткой призвана обеспечить поддержание соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников.
2. Соблюдение предусматриваемых «заводской» Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарификации. Тарификация служащих, т.е. определение разрядов оплаты труда конкретных работников, осуществляется в процессе их аттестации на основе утверждаемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих и по должностям, специфическим для отраслей.
3. Основными критериями такой аттестации служат квалификация (компетентность) работника и результаты, достигнутые им при осуществлении должностных обязанностей. Аттестация проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых ему по занимаемой должности.
4. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители), состоящие в штате, кроме лиц, проходящих аттестацию в специально предусмотренном порядке.
5. Рекомендуемый порядок проведения аттестации служащих носит межотраслевой характер. Исходя из этого, на предприятии разрабатывается Положение о порядке проведения аттестации служащих для установления разряда оплаты в соответствии с ETC, где конкретизируются критерии и методы оценки квалификации и профессиональной компетентности работников с учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимаемой должности.
6. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией предприятия и отделом кадров при активном участии руководителей структурных подразделений и профсоюзной организации. Она включает осуществление следующих мероприятий:
- обеспечение подготовки необходимых документов на аттестуемых;
- подготовку графиков проведения аттестации;
- установление количества и состава аттестационных комиссий;
- организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
Подготовительный период - ответственный этап организации аттестации. От того, насколько своевременно и четко выполнены работы, предусмотренные на данном этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации.
7. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководителем подготавливается Представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия работника квалификационным требованиям, предъявляемым по должности и разряду оплаты, оценку его профессиональной компетентности, отношения к работе и качеству выполнения должностных обязанностей. В Представлении отражаются также показатели результатов работы аттестуемого, за прошедший период. Одновременно в комиссию представляется аттестационный лист предыдущей аттестации.
8. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными в аттестационную комиссию материалами.