рефераты по менеджменту

ERP-система как инструмент развития дистрибьюторского бизнеса

Страница
1

Актуальные тренды на рынке дистрибуции.

Времена длинных каналов распределения, когда между производителем и потребителем могло существовать более десятка оптовых посредников, миновали. Российский рынок оптовой торговли становится все меньше и теснее, а конкуренция, напротив, растет. Главным образом, потому, что на рынок «классической» дистрибуции сегодня выходят производители – с одной стороны – и розничные сети – с другой.

Укрупнение розницы приводит к тому, что доля рынка розничных сетей – гипер- и супермаркетов – колоссально увеличивается. Как следствие усиливается давление на дистрибьюторов и производителей. Розничным сетевым структурам сегодня необходима четкая логистика, востребованный рынком продукт и низкие цены. Как правило, это возможно при прямых поставках непосредственно в розницу, минуя дистрибьюторское звено. Поэтому производители стремятся к максимальному контролю над всей сбытовой цепочкой, организуют свои филиалы в регионах и выстраивают собственные каналы сбыта и продвигают свой продукт, не прибегая к услугам дистрибьюторов. На долю последних все чаще приходится лишь хранение, переработка и доставка продуктов в розничные точки. В такой ситуации дистрибьюторские компании, по сути, вынуждены «играть» по одному из четырех основных сценариев. Первый – слияния и поглощения, второй – уход в узкую специализацию, третий – перепрофилирование (например, чистая логистика или BTL), четвертый – резервный – смещение бизнеса в труднодоступные и отдаленные регионы, охват мелкой региональной розницы.

Таким образом, в настоящий момент можно выделить следующие актуальные тренды, сформировавшиеся на рынке:

· Компании, занимающиеся оптовой торговлей и дистрибуцией, постепенно расширяют перечень выполняемых функций. Кроме основных функций – покупка, транспортировка, хранение товара, они начинают все чаще осуществлять дополнительные функции (например, обеспечение послепродажного обслуживания, консультирование клиентов и т.д.). Появляется все больше дистрибьюторов «с полной функцией». Количество оптовиков, занимающихся перепродажей небольших партий товаров, напротив, уменьшается.

· Производители начинают развивать собственные каналы дистрибуции, сокращая длину «цепочки» поставок до конечного потребителя и стараясь уменьшить количество посредников в цепочке.

· Значительные конкурентные преимущества получают компании, обеспечивающие качество поставок за счет контроля всего процесса поставок. Все большее значение приобретает функция координации процессов в цепочке поставок.

· Увеличивается число компаний, занимающихся оптовой торговлей, у которых собственные складские помещения, оптовые магазины, транспорт, офисы, оборудование. Они составляют значительную конкуренцию компаниям, занимающимся дистрибьюторской деятельностью без соответствующей инфраструктуры.

· Региональные торговцы становятся все более независимыми от импортеров в столице. Работа на региональных рынках требует от компаний-производителей создания собственных региональных дистрибьюторских сетей.

Это лишь ключевые тренды, которые наглядно показывают, что рынок меняется и становится все более конкурентным, а длинные цепочки поставок - все менее эффективными. Экстенсивные методы работы, которые до сих пор еще практикуются в ряде сегментов российской дистрибуции, постепенно «изживают» себя. Модели бизнеса меняются, и наиболее конкурентоспособными оказываются те компании, которые делают ставку не на «количество», а на качество и достигают роста прибыли за счет эффективного использования ресурсов. И, пожалуй, сегодня такой подход к ведению бизнеса наиболее актуален именно для дистрибьюторских компаний. Только в этом случае дистрибьютор сможет по-прежнему гарантированно занимать центральное место в цепочках поставок.

Специфика дистрибьюторского бизнеса: ключевые проблемы и задачи.

Обычно под дистрибуцией понимают процесс покупки, продажи или перепродажи товаров. Однако на самом деле дистрибьютор товаров производит услугу. Причем это двусторонняя услуга, то есть фактически мы имеем дело с двумя видами услуг.

· Услуга, предоставляемая дистрибьютором производителю. При правильно построенном классификаторе товаров, дистрибьютор может предоставить производителю не только общую информацию о «поведении» его товара, но и выявить тенденции по определенным в классификаторе отдельным свойствам и группам свойств товара;

· Услуга, предоставляемая дистрибьютором покупателю. При правильно построенном классификаторе товаров для покупателя дистрибьютор может фактически разработать определенный товар, который до мельчайших свойств (в соответствии со структурой классификатора) удовлетворяет потребности определенного покупателя.

Дистрибьютор продвигает и продает уже разработанный товар. Только дистрибьютор может предоставить полную и точную информацию о «поведении» товара, как на оптовом, так и на розничном рынке. Для получения такой информации дистрибьютор должен вести точный учет и контроль, а также анализ движения товаров от производителя до конечного потребителя.

Дистрибьютор должен иметь возможность проанализировать, например, потребление всех сортов хлеба, в которых присутствует, например, кунжут, или проанализировать потребление колбасы в вакуумной упаковке по сравнению с тем же сортом колбасы, продаваемой на вес.

Итак, совершенно очевидно, что дистрибьюторский бизнес сложен и многогранен. Одна из его отличительных особенностей – это сложное ценообразование. Как правило, дистрибьюторским компаниям приходится оперировать многочисленными системами скидок: по группам клиентов, группам товаров, объемам партий, способам оплаты, которая должна учитывать также текущие маркетинговые компании, кросс-скидки, требуемый уровень сервиса и т.д. При этом следует четко разграничивать полномочия по корректировке скидок, с тем, чтобы их могли делать только ответственные лица.

В сфере дистрибуции очень важен персонифицированный подход к клиентам – это одно из условий успешного развития бизнеса. Например, в один момент времени для клиента более привлекательной может оказаться возможность быстрой доставки, в другой – максимально низкая цена. Персональное внимание (консультирование, послепродажное обслуживание и проч.), как показывает практика, дорогого стоит, и клиент готов за это платить. Аспекты, на которых строятся взаимоотношения с клиентами, могут быть самыми различными: начиная с базы адресов, телефонов, контактных лиц, заканчивая историями продаж, покупок, договорами и т.д.

Для эффективного управления территориально распределенными дистрибьюторскими компаниями необходима четко выстроенная и отлаженная система доставки товаров, достаточное количество хорошо функционирующих распределительных центров, инструменты для точного планирования распределения и прогнозирования спроса, возможность осуществлять жесткий контроль затратной части и т.д.

Кроме того, важнейшими слагаемыми успеха для дистрибьютора являются оперативность действий и быстрота реакции. Дистрибьюторским компаниям приходится управлять огромным ассортиментом товаров (SKU). Эти товары могут храниться на различных площадках дистрибьюторской сети – в зависимости от модели обеспечения спроса, используемой дистрибьютором. Чтобы максимально быстро удовлетворить спрос на тот или иной товар, необходимо в первую очередь обеспечить его доступность. Но так, чтобы наличие страхового запаса не «тормозило» оборачиваемость капитала.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту