В управлении дистрибьюторской компанией условно можно выделить пять процессов, которые выполняются циклически:
• планирование;
• закупка;
• хранение;
• продажа;
• анализ.
Каждый из перечисленных процессов подразумевает набор специфических задач. Отраслевое решение Lawson МЗ Distribution обладает широкими функциональными возможностями и основано на четком понимании задач и особенностей сферы дистрибуции. Ниже представлен перечень ключевых модулей системы.
• Solutions to support Distribution business/Решения для поддержки дистрибьюторской деятельности
• Demand Mgmt /Управление спросом
• Supply chain planning/ Планирование цепочек поставок
• Inventory Planning /Планирование запасов
• Transport Planning /Планирование доставок
• Multi-channel sales /Многоканальные продажи
• Comprehensive priving/ Ценообразование
• Value added services/ Дополнительные модули
• Customer Relationship Mgmt/ Управление взаимоотношения с клиентами
• Inter Company trading / Торговые отношения внутри группы компаний
• Strategic sourcing/ Стратегический выбор поставщиков
• Procurement/ Снабжение
• Purchase Costing/ Учет затрат на закупку
• Supplier Relationship/ Взаимоотношения с поставщиками
• Warehouse Management/ Управление складами
• Inventory Management/ Управление запасами
• Multi-site Distribution/ Распределение по нескольким площадкам
• Product Information Mgmt/ Управление информацией по продукту
• Financial Management/ Управление финансами
• Analysis and Support/ Анализ и поддержка
Планирование
Значимость процесса планирования трудно переоценить. В сфере дистрибуции оно напрямую связано с прогнозированием спроса и управлением материальными потоками в рамках цепочек поставок. Основная проблема, с которой сталкиваются дистрибьюторские компании, заключается в необходимости оперировать большим объемом информации и разветвленности филиальной сети. Оптимальное планирование дает возможность повысить как уровень обслуживания клиентов, так оборачиваемость капитала компании.
Основные функции планирования
• планирование спроса
Позволяет разработать план продаж, согласованный с торговыми партнерами, сбытовыми подразделениями предприятия и возможностями цепочек поставок (закупок, производства, дистрибуции и проч.). При этом Lawson М3 позволяет:
- совместно прогнозировать и планировать продажи;
- управлять иерархической структурой плана продаж в соответствии с уровнями принятия решений;
- поддерживать бизнес-процессы разработки и согласования планов продаж, контроля изменений;
- оценивать финансовую эффективность и выполнимость плана продаж, его влияние на выполнение цепочек поставок;
- контролировать версии плана продаж, предоставляет возможности моделирования и сравнительного анализа результатов;
- ситуационный анализ «что-если»;
- оценивать эффективность маркетинговых компаний, вывода новых продуктов, изменения параметров цепочек поставок;
- средства анализа «план-факт» и др.
• планирование цепочек поставок
Включает разработку, планирование, выполнение, контроль и мониторинг цепочек поставок на стратегическом уровне. Основой его являются математические модели, генерирующиеся автоматически из исходных данных, таких как, мощность, пропускная способность цепочки, ограничения в каждой точке цепочки поставок, стоимость и стандартное время выполнения каждой операции, планируемый спрос и т.д. В конечном итоге предприятие получает эффективный план выполнения цепочек поставок, синхронизирующий материальные потоки в рамках всей компании и требования спроса с учетом заданных ограничений и исходных данных.
• планирование запасов
Позволяет пополнять запасы с учетом ожидаемого спроса, реальной потребности и поддержания ассортиментного ряда.
- набор стандартных методов планирования;
- поддержка страхового запаса и методов размещения;
- модели снабжения;
- классификация запасов и др.
• планирование дистрибуции
Позволяет создавать предложения на дистрибуцию в соответствии с требованиями спроса, поступлением товара и текущим уровнем запаса.
- планирование потребностей в дистрибуции;
- детальное планирование цепочек поставок на уровне отдельных операций и др.
Снабжение
Процесс закупки предполагает выполнение ряда операций, которые позволяют обеспечить оптимальную стоимость доставки товаров. Решение Lawson М3 поддерживает процесс закупок на всех ключевых этапах и включает такие функциональные возможности, как:
• выбор способа обеспечения
Позволяет проанализировать возможные варианты обеспечения потребностей в закупках и выбрать наиболее выгодные предложения поставщиков; обеспечивает прозрачность и контроль логистических процессов.
- запрос ценового предложения;
- договор на закупку;
- анализ затрат и др.
• учет затрат на закупку
Позволяет определить реальный объем затрат на закупку товара с учетом множества факторов, таких как штрафы и пени, стоимость доставки и т.д.
• ведение заказов на закупку
Данная функциональность позволяет контролировать и регулировать процесс закупки на всех этапах: от запроса ценового предложения до расчетов с поставщиком. Также предоставляет возможности по мониторингу закупочной деятельности.
- ценообразование в закупках;
- обработка заказов на закупку;
- мониторинг закупочной деятельности;
- подтверждение закупок и др.
• ведение графика закупок
Предназначен для осуществления повторяющихся закупок, позволяет наладить тесные деловые контакты с поставщиками. Используется для создания сводных графиков поставок. Графики можно предоставлять поставщику с любой заданной периодичностью, либо публиковать в Интернет, обеспечивая тем самым оперативность доступа и обновлений.
• оценка эффективности поставщиков
Посредством этого инструментария осуществляется сбор детальной статистики по каждому из закупаемых наименований, качеству товаров, своевременности доставок и т.д. На основании этих данных производится оценка эффективности деятельности поставщиков. Функциональность включает в себя:
- ведение статистики закупок;
- ведение статистики по работе с поставщиками;
- ведение статистики по закупаемым наименованиям;
- ведение статистики по своевременности доставок и др.
5.2.4. Хранение
Хранение материальных запасов требует значительных затрат. Тем не менее, дистрибьюторы исторически вынуждены поддерживать достаточно высокий уровень запасов, чтобы обеспечит доступность товаров и оперативность выполнения заказов своих клиентов. В таких условиях необходим инструмент, позволяющий отслеживать состояние склада и обеспечивающий эффективную поддержку всех процессов, связанных с хранением продукции.
Ключевыми функциями в хранении являются:
• управление складами
Lawson предлагает легко масштабируемое решение, учитывающее все специфические потребности дистрибьюторов в управлении складами. Поддерживает операции с различными типами запасов (стандартные наименования, серийный учет, партионный учет, учет по срокам годности и т.д.), помогает управлять всеми рутинными процессами (приходование, комплектация для отгрузки и т.д.). Решение полностью поддерживает возможность использования средств идентификации, таких как RFID и штрих-кодирование, по всем складским операциям.