рефераты по менеджменту

Процессный подход к управлению, моделирование бизнес-процессов. Разработка ПО

Страница
1

Введение

Сложная и динамичная внешняя среда требует от предприя­тий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. При этом возможны различные варианты организации менеджмента. В последнее время для создания эффективной системы управления предпри­ятием достаточно широко используется процессный подход, на многих предприятиях во всем мире осуществляется переход от функциональной организации производства к процессной. На российских предприятиях продолжает доминировать структур­ный подход к организации.

Структурный подход основан на использовании, как правило, иерархической организационной структуры. При этом управле­ние деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а взаимодействие структурных элементов — через соответствующих должностных лиц. Недостатками структурного подхода к организации и управ­лению деятельностью предприятия являются:

• разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые вы­полняются различными структурными элементами организаци­онной структуры;

• отсутствие конкретного лица, ответственного за конечный результат и контроль над технологией;

• отсутствие цельного описания технологий выполнения ра­боты;

• отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внут­ренних потребителей промежуточных результатов деятельности;

• высокие накладные расходы, как правило, непонятного происхождения;

• низкая эффективность информационной поддержки управ­ления, обусловленная автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов.

Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, ко­нечными целями которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потре­бителей. Процессный подход подводит к необходимости реорга­низации деятельности — перехода на ресурсосберегающую органи­зационную структуру. Основными чертами такой реорганизации являются:

• сокращение количества уровней принятия решения;

• сочетание целевого управления с групповой организацией труда;

• широкое делегирование полномочий и ответственности ис­полнителям;

• повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;

• автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.

Характеристика процессного управления

Определение процессного подхода

Под процессным подходом к организации и управлению дея­тельностью предприятия (рис. 1.1) понимается ориентация:

• деятельности предприятия на бизнес-процессы;

• системы управления предприятия на управление как каж­дым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-про­цессами предприятия;

• системы качества предприятия на обеспечение качества тех­нологии выполнения бизнес-процессов.

Организационная культура

Процессная

система

качества

Процессная система качества

Процессная система управления

бизнес-процесы

Рисунок 1.1 Основные элементы процессного подхода

В рамках процессного подхода любое предприятие рассмат­ривается как бизнес-система, которая представляет собой связан­ное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуг. М.Хаммер и ДжЛампи определяют бизнес-процесс «как совокупность различных ви­дов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

Можно определить бизнес-процесс как последовательность действий по преобразованию информации и принятию решений для производства и реализации продукции (услуг). Основной бизнес-процесс непосредственно относится к производству про­дукции, вспомогательный бизнес-процесс обслуживает основной бизнес-процесс или снижает затраты ресурсов для его реализации. Бизнес-процесс в отличие от производственного процесса включает в себя движение информации и издержки на ее преобразование и передачу. Ниже приводятся его основные харак­теристики.

Каждый бизнес-процесс имеет свои границы (рис. 1.2) и опре­деленные роли. На рис. 1.2 представлены следующие типы клиен­тов бизнес-процесса:

• первичные клиенты (получают первичный выход);

• вторичные клиенты (находятся вне процесса и получают вторичные выходы);

• косвенные клиенты (следующие в цепочке после первично­го клиента);

• внешние клиенты (вне предприятия);

• внешние косвенные клиенты (потребители).

Рис. 1.21 Границы бизнес-процессов

В процессе деятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной со­вокупности целей. В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия. Множество бизнес-функций представляют собой иерархическую декомпозицию функцио­нальной деятельности предприятия - дерево функций. На рис. 1.3 представлен пример дерева функций.

Бизнес-функции связаны с показателями деятельности предприятия, из которых также можно построить дерево показа­телей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту