рефераты по менеджменту

Процессный подход к управлению, моделирование бизнес-процессов. Разработка ПО

Страница
3

Например, одна и та же организация может быть представле­на как:

• сеть процессов, с помощью которых она выполняет свою миссию;

• совокупность источников и потоков информации и типов данных;

• организационная структура;

• инфраструктура (территории, здания, сооружения, комму­никации и т.д).

При создании моделей деятельности сначала описывают мис­сию (фундаментальные цели предприятия), затем дают характе­ристики основным стратегиям, которые позволяют этих целей достигнуть.

Моделирование объекта начинают именно с описания про­цессов, определяющих миссию. Затем поэлементно описывают другие процессы, существующие на предприятии. Это дает воз­можность выявить и устранить очевидные ошибки в структуре управления. Процесс продолжают до достижения необходимой степени «прозрачности», достаточной для корректного анализа выработки эффективных управленческих решений.

Рис. 1.6. Многообразие «проекций» организации

После поэлементного описания процессов проводят их ана­лиз и ранжирование по важности и эффективности. Решение принимается по следующему принципу: кто больше всех выигрывает от эффективной организации процесса и кто больше всех проигрывает от сбоев во время его выполнения. При этом за каж­дым процессом закрепляется сотрудник, на которого ложится ос­новная ответственность за улучшение этого процесса.

В соответствии с идеологией стандартов ISO семейства 9000 создание системы менеджмента качества в конкретных ситуациях является доказательством того, что организация потенциально способна стабильно поставлять продукцию, отвечающую обяза­тельным требованиям и требованиям потребителей, а также не­уклонно повышать удовлетворенность потребителей. Требование стандартов о представлении системы менеджмента качества в ви­де сети процессов является необходимым и достаточным услови­ем («проекцией») обеспечения ее «прозрачности» для оценки первой, второй и третьей сторонами, доказательством потенци­альных возможностей обеспечения результативности.

Применение в организации в качестве основы управления системы (сети) процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «про­цессным подходом» (рис. 1.7).

Рис 1.7. Идеология процессного подхода в соответствии с ISO семейства 9000 версии 2000т.

Функциональная модель строится для:

• формирования иерархии процессов, определяющих качество продукции;

• определения входов, выходов и взаимосвязей между процессами;

• идентификации процессов, включающей определение диапазонов ответственности, ресурсов, требуемой документации (организационно-распорядительных документов, нормативов и т. д.) и показателей качества процессов.

Статистическая модель служит для ответа на вопросы:

• Какие параметры процесса определяют качество продукции?

• Как проранжировать эти параметры по степени важности?

• Как улучшить процесс за счет внутренних резервов?

• Как прогнозировать состояние качества продукции и процессов?

• Какие корректирующие и предупреждающие меры можно принимать?

Эффективный менеджмент качества через призму процес­сного подхода можно представить условно как совокупность двух элементов:

• хорошо структурированной (описанной) сети процессов, определяющей деловой процесс (процессы) организации;

• постоянно реализуемых процедур планирования, обеспечения, управления, улучшения качества в рамках каждого процесса сети процессов.

Адекватное описание процессов возможно с помощью процедуры, называемой моделированием. Под этим термином следует понимать процесс создания точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания системы, как совокупности взаимодействующих компонентов и взаимосвязей, между ними.

С точки зрения человека, такие системы, как деятельность организации или производственный процесс, описать достаточно трудно, потому что они обладают сложной внутренней струк­турой и сложным характером взаимодействий между элементами этой структуры. Очень часто невозможность обычными средства­ми дать простое описание, а, следовательно, и обеспечить понимание таких систем делает их проектирование, разработку и поддержание в рабочем состоянии трудоемким и дорогостоя­щим процессом и повышает степень их ненадежности.

Моделирование предполагает наличие в обязательном поряд­ке установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил — языка описания объекта. Среди наиболее распространенных языков описания и соответствующих им моделей можно выделить следующие.

Вербальная модель— описание на естественном языке. Напри­мер, для стандартизации это наиболее характерная и привычная форма описания объекта. Следует отметить, что этот язык не всегда обеспечивает необходимую «прозрачность» описываемого объекта.

Математическая модель— описание с помощью средств и правил определенного раздела (разделов) математики. Напри­мер, статистическая модель для анализа и прогнозирования тех­нологического процесса, составленная на базе таких разделов ма­тематики, как теория вероятностей, математическая и приклад­ная статистика.

Графическая модель—описание объекта с помощью средств и правил графического изображения. Например, ЕСКД (единая система конструкторский документации) — набор средств и пра­вил получения графического описания объекта, называемого чертежом.

Следует отметить, что нет четких границ между приведенны­ми типами языков описания и соответствующими иммоделями. Как правило, каждая модель в той или иной мере использует средства и правила других моделей. Например, математическая модель может содержать как элементы вербальной модели (сло­весное сопровождение), так и элементы графической модели (поясняющие схемы, рисунки и т.п.).

Большинство экспертов по системам менеджмента качества (СМК) сходятся на том, что наиболее приемлемым способом опи­сания процессов является их графическое представление (рис. 1.4). В различных документах, посвященных толкованию процессного подхода, изложенного в новой версии стандарта, предлагаются различные варианты графического представления процессов.

Описание системы процессов организации должно отражать не только отдельные процессы, но также взаимосвязи и взаимо­действия между процессами. Процессы вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляют собой сеть процессов организа­ции. Описание сети процессов, составляющих деятельность ор­ганизации, - это сложная организационно-техническая задача, для решения которой требуются специальные средства описания и анализа.

Реинжиниринг бизнес-процессов в организации

Определение реинжиниринга

При изменении условий работы организации принятая в ней система бизнес-процессов может стать неэффективной, что тре­бует некоторого целенаправленного изменения этой системы, или реинжиниринга бизнес-процессов (РБП или BRP - Business Process Reengineering). Сегодня методы РБП широко используются многими компаниями мира. М. Хаммер и Дж. Чампи определяют реинжиниринг как: «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных по­казателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы». Здесь речь идет именно о кардинальном, в десятки раз по­вышении перечисленных показателей эффективности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту