Главный вывод, который можно сделать на основе приведенных данных, достаточно очевиден: музейные и культурные достопримечательности на первый взгляд столь же привлекательны для туристов, как и парки развлечений, но даже простые измерения показывают, что реально развлекательные объекты пользуются большей популярностью. Так, результаты деятельности французского Диснейленда ошеломительны: за год его посещает больше людей, чем Лувр, Ватиканские музеи, Прадо и Дрезденскую галерею, вместе взятые, при этом очевиден и финансово-экономический результат такого сопоставления. В этих условиях необходимо разработать маркетинговую стратегию продвижения достопримечательностей, позволяющую сформировать современную модель функционирования объектов показа, сочетая в ней историческую преемственность культурных традиций и экономическую важность.
Экономическое развитие в отрыве от заботы о сохранении исторического и культурного наследия ведет к культурной и нравственной деградации общества, то смещение акцента на культуру без необходимого экономического развития закрепляет нищету и несправедливое распределение благ. Следовательно, только разумное сочетание экономического и гуманистического подхода способно обеспечить сохранение памятников природы, культуры и истории.
В целом идея проникновения бизнеса в культурную среду сформировалась еще в XIX в., а мода на рестораны, кафе и магазины в музеях зародилась в США, хотя сейчас она достаточно быстро распространяется по всей Европе[2]. В качестве примеров можно привести ресторан музея Гуггенхайма в Бильбао, который считается одним из лучших в городе, или ресторан музея Пикассо в Барселоне, где блюда носят названия произведений знаменитого художника. Уже немало таких кафе, ресторанов и музыкальных салонов в музеях Лондона, Парижа, Амстердама, Берлина.
Применение подобного подхода не следует воспринимать как деградацию культуры. Скорее всего, необходимо сделать культурную среду более доступной и привлекательной для подавляющего большинства населения. И туризм, приобретающий все более массовый характер, играет в этом процессе важнейшую роль.
Хотя у музеев есть традиционные функции: хранить, реставрировать, изучать и демонстрировать посетителям культурное наследие, — однако со временем все большее значение стала приобретать образовательная и просветительская функции. Постепенно в сознании общества музей трансформируется из места, где демонстрируются различные экспонаты, в место проведения полноценного досуга. Привлечь посетителей разного возраста, сделать экспозиции более наглядными и захватывающими — одна из задач, стоящая на сегодня перед всеми музеями. Для решения этой задачи необходим постоянный поиск путей оптимизации системы управления и организации музейной работы. Это и определяет суть назначения музейного менеджмента. В свою очередь, также необходима постоянная работа по поиску и освоению музеями дополнительных источников финансирования в условиях рыночной экономики. Этот вид деятельности принято определять как музейный маркетинг.
В условиях перехода большинства российских музеев на новые условия хозяйствования главными объектами внимания маркетинга становятся их конкурентоспособность, которая выражается уровнем качества предлагаемой печатной продукции или товарных изделий, эффективность каналов продвижения и действенность коммуникативной политики. Самой важной отличительной особенностью новой маркетинговой стратегии музеев становится перемещение акцента со сбыта уже освоенных музейных услуг или продукции на разработку новых продуктов и услуг, ориентированных на потребности посетителей. Именно поэтому разработка маркетинговой стратегии музея должна опираться на глубокий и системный анализ потребностей и изучение передового опыта, а также на критическое осмысление сложившихся взглядов на музейную работу[3].
В современных условиях, чтобы выжить, музей должен быть не просто площадкой для демонстрации экспонатов, а местом проведения досуга, хотя ограниченные финансовые ресурсы не позволяют музеям на равных конкурировать с лидерами развлекательной отрасли, тратящими миллионы на маркетинг своих продуктов и услуг.
Вместе с тем следует по-новому оценить реалии современной жизни и разработать серию новых подходов к развитию музейного маркетинга. Совершенно очевидно, что дефицит времени влияет и на поведение туристов, которые всегда были самыми верными посетителями музеев. Согласно данным специальных исследований, среднестатистический путешественник тратит на один посещаемый город (турцентр) в среднем два дня и за это время посещает лишь несколько самых известных достопримечательностей. Обычно это крупные музеи, парки или известные памятные места, которые входят в программу тура. К сожалению, в поле зрения традиционных туристов не попадают многие ценные объекты и, как правило, очень интересные средние и малые музеи, которые испытывают острый дефицит в посетителях. Такое положение негативно сказывается на финансовом положении малых музеев.
Кроме того, положение музеев усугубляется тем, что государство стремится сократить их финансирование до самого минимума. Сегодня в США уже 90 % всех музеев являются частными. Британские музеи перешли на двойное финансирование: государственное и частное, хотя крупные общенациональные, такие как Британский музей, пока получают большую часть средств от государства. Все более четкая тенденция к самоуправлению музеев прослеживается и в Италии — здесь музеям негласно предлагают самим заняться поиском источников финансирования. Им дают возможность зарабатывать деньги самостоятельно: например, открывать на своей территории кафе, рестораны и магазины.
Однако менеджеры многих музеев не хотят и не умеют получать доходы от дополнительной коммерческой деятельности. Даже в Америке расходы на одного посетителя музея в среднем составляют 21 дол., а доход, приходящийся на одного посетителя, — только 5,6 дол. Такая разница связана прежде всего с расходами на содержание штата музея. Именно из-за неэффективного менеджмента многие музеи, и в первую очередь средние и малые, оказываются в сложном финансовом положении.
Основным показателем, позволяющим оценить эффективность коммерческой деятельности учреждений культуры, в частности музеев, является коэффициент конвертации посетителей в покупателей. Он показывает, какая часть посетителей музея несет косвенные расходы, т. е. приобретает дополнительные продукты и услуги, предлагаемые музеем. Максимальное значение коэффициента конвертации (33 %) принадлежит Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Высокий уровень этого показателя подтверждается на практике инновационными разработками музея в области коммерческих программ для различных категорий посетителей. Самые низкие значения коэффициента конвертации посетителей в покупателей характерны для российских музеев. Так, по сравнению с Метрополитен (25 %) и Британским музеем (26 %) Государственный Эрмитаж (12%) уступает им по данному показателю более чем в два раза. Среди российских музеев наиболее успешной является работа Государственной Третьяковской галереи с самым высоким уровнем конвертации посетителей в покупателей (13 %). Самые низкие значения этого показателя составляют соответственно 1,2 и 1,1 % и принадлежат Государственному музею изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственному Русскому музею. Высокие значения этого коэффициента в Третьяковской галерее отражают эффективность действующей на территории музея сети кафе и ресторанов, рассчитанных на среднего российского потребителя. В то время как в целом низкие значения этого показателя в российских музеях подтверждают недостаточный уровень развития коммерческой деятельности.