Итак, первая двадцатка сайтов, отобранных по релевантности поисковой системой Яндекс на запрос "Ярославль", в целом может предоставить потенциальному культурному туристу всю необходимую ему основную информацию о городе. Другое дело, что эти ресурсы не всегда выполняют декларированные ими функции. Так, практически все городские информационные системы грешат необъяснимым отсутствием активных ссылок в каталогах организаций. К примеру, в рубрике "Культура, искусство" нет ни одной работающей ссылки на сайты музеев, театров, хотя эти ресурсы, безусловно, имеются. В результате подобные порталы утрачивают свое навигационное значение, представляя ярославский интернет более плоским и бедным, чем он есть на самом деле.
Для того чтобы выяснить, какие ресурсы и в какой степени могут повлиять на туристический имидж региона, следует определиться с критериями.
В основе системы критериев лежит набор потребностей и запросов современного культурного туриста:
ü визуальность представления информации, дизайн сайтов, разнообразие и привлекательность используемых изображений;
ü полнота информации с точки зрения потребностей туриста (в культурно-познавательном плане):
ü - общая информация о городе и регионе, маршрутах, достопримечательностях и возможностях для отдыха;
ü гостиницы;
ü проезд, транспорт, расписания, карты, схемы, маршруты;
ü туристический продукт (виды отдыха и развлечений, организации сферы досуга, основные культурные события в течение года, маршруты, достопримечательности, памятники, культурные события, сувениры, экскурсии);
ü бытовые услуги (питание, медобслуживание, связь, прокат);
ü коммуникативность ресурса: наличие обратной связи, интерактивных сценариев, дистанционных услуг (форумы и гостевые книги, интерактивные карты, путеводители, возможность заказа билетов, бронирования номеров, покупки сувениров через интернет);
ü наличие перевода на иностранные языки;
ü оригинальность интерпретации информации, наличие "изюминки";
ü обновляемое сайта, свежесть информации.
Визуальный облик сайтов, разумеется, сильно разнится и зависит от многих факторов. Тем не менее, подавляющее большинство сайтов, попавших в первые десятки, - это хорошо продвигаемые, профессионально выполненные ресурсы. Но фотографий города мало даже на городском сервере "Туристический Ярославль", и зачастую вообще визуально отсутствует какая-либо ярославская специфика, какие-либо намеки на "региональный стиль".
Что касается коммуникативных и интерактивных качеств ресурсов, то, помимо системы бронирования гостиниц, есть возможность узнать расписание поездов (к сожалению, без возможности забронировать билеты), посмотреть карту города и схему движения городского транспорта. Но такого интерактива все же недостаточно. Не хватает более широких возможностей - задать интересующие вопросы специалистам в сфере туризма, заказать экскурсии, зарезервировать билеты (как транспортные, так и на культурные мероприятия), купить сувениры, сконструировать индивидуальный туристический маршрут.
Важность перевода сайта на иностранные языки комментировать не приходится: например, именно благодаря его наличию в системе видны сайты администрации Ярославской области и ярославского вуза. К сожалению, наличие иноязычной версии сайта еще не стало хорошим тоном в городском интернете. Исключением являются ресурсы административных органов и турфирм, а также некоторые сайты организаций культуры (например, на коллективном музейном портале "Вместе" перевод имеется, а сайт Ярославского художественного музея полностью англоязычный).
Важным для имиджформирующей роли сайта является оригинальность интерпретации информации. Однообразие трактовки ярославских достопримечательностей делает образ города стереотипным.
Так, во всех интернет-ресурсах города присутствуют фотографии храмов (преимущественно церквей Ильи Пророка и Богоявления), сделанные с одного ракурса, в итоге создается впечатление, что, кроме этих двух памятников, в городе нечего посмотреть. Интернет - это та среда, в которой можно эффективно и эффектно ломать подобные стереотипы посредством включения в туристический образ города новых объектов, событий, продуктов.
И наконец, обновляемость ресурса является свидетельством его жизнеспособности и востребованности - истина старая, но требующая непрестанного повторения.
Чрезвычайно полезно применить все вышеперечисленные критерии для оценки сайтов учреждений культуры, в частности музеев.
Сайты музеев довольно часто могут выступать своеобразными интернет представительствами региона, особенно в том случае, если регион известен именно своим туристическим потенциалом.
Так случилось, например, во Владимире, когда на запрос о городе все поисковые системы выдавали в первой десятке сайт Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Подобное происходит со многими небольшими городами и поселками, в которых музей является "градообразующим предприятием" и, зачастую, лидером местного интернет-пространства. Ярчайшим примером служит Соловецкий музей-заповедник.
Определенные технические сложности возникают с наполнением сайтов интерактивными компонентами (впрочем, гостевые книги уже считаются нормой, хотя с интернет-услугами пока сложнее), а также с переводом контента на иностранные языки.Критерий, который выше был обозначен нами как "полнота туристической информации", для музейного интернет-ресурса является наиболее важным. Он неразрывно связан как с содержанием, так и со структурой сайта. Например, традиционные разделы любого музейного сайта -"Коллекции", "Экспозиции", "Выставки", "История музея" - явно придуманы музейными специалистами для музейных специалистов. Если исходить из мысли, что музейный сайт рассчитан на гораздо более широкую аудиторию, в т. ч. иногороднюю, то его содержание и структура должны быть ориентированы и на "приземленные" интересы рядовых посетителей. Поэтому информация: а о времени работы музея;
ü его местоположении (не только адрес, но и карта, транспортная схема, пути подъезда);
ü наличии инфраструктуры (точки питания, магазины, автостоянки);
ü предоставляемых услугах (бронирование билетов, заказ экскурсий) -должна стать первоочередной.
В то же время на подавляющем большинстве музейных сайтов главная страница чаще всего содержит новости или раздел неопределенного содержания с невразумительным, ничего не говорящим названием "Наш музей".
Практика показывает, что полнота информации, демонстрируя подлинную заботу о приезжих, нисколько не помешает местным жителям -им подобные сведения требуются не меньше.
Существует мнение, что музейный ресурс не должен делать ссылки на сайты турфирм или гостиниц - на том основании, что музей "не обязан бесплатно размещать рекламу своих конкурентов". Подобная демонстрация "независимости" музеев есть результат непонимания следующего факта.