рефераты по менеджменту

Механизмы управления территории на примере г. Новосибирска

Страница
2

Чтобы определить структуру органов местного самоуправления, нужно определить составляющие элементы объекта управления (муниципального хозяйства) и перечень функций управления, характеристики, исполняющие эту функцию управления органов, например:

МЭР

 

СОВЕТ

АДМИНИСТРАЦИЯ

 

Нужно отметить, что представительный орган состоит из депутатов, избираемых из числа жителей муниципального образования. Собрание депутатов принимает решения в коллегиальном порядке. Представительный орган принимает Устав, где предусмотрена должность Главы муниципального образования - выборная должность (Мэр).

Механизмы управления для территории

Как писал Стэнли Янг в книге “Системное управление организацией”, любые системы изобретены людьми для удовлетворения их специфически человеческих целей, они сознательно построены и могут так изменяться, что их ценность может увеличивается. То же можно сказать и об управлении городом: чтобы качественно управлять городом, главе города нужно качественно управлять администрацией. А для этого ему нужна компетентность – это способность лица выполнять работу в соответствии с предписанными стандартами.

Для создания эффективного механизма территориального управления, необходимо дать ответ на 4 группы вопросов: чем управлять (объект), какие проблемы решать (функции), как управлять (методы), кто управляет (органы).

Объектом территориального управления выступает весь народно-хозяйственный комплекс региона (города), который делится на две сферы: производственное хозяйствование, социальное хозяйствование. Это необходимо по той причине, что характер и цели деятельности в производственном и социальном хозяйствовании различны. Различными должны быть и механизмы управления этими двумя сферами. Управление производственным хозяйствованием должно строиться на основе экономических методов, а в управлении социального хозяйствования, их область применения ограничена. Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия, путем создания определенных экономических условий для выполнения поставленных задач. Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, переданное в управление органами местного самоуправления.

Муниципальная собственность представляет собой имущество, часть которого закреплена за муниципальными предприятиями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, другая часть представлена средствами местного бюджета.

Местные финансы охватывают местные бюджеты, финансы субъектов хозяйствования и обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Финансовые ресурсы предприятий, направляемые внебюджетные фонды, получаемые за счет штрафов, доходов от аукционов.

В целом же, в основу хозяйственного механизма территориального управления заложены следующие подходы:

1. Расширение прав, задач и ответственности местных органов перед населением за решение поставленных задач. Это обеспечивается, во-первых, расширением прав местных органов управления в области налогообложения, использования местных бюджетных средств и территориальных ресурсов, во-вторых, новым подходом к проведению выборов в местные органы, обеспечивающим представительство в них лиц, заинтересованных в решении местных проблем, в-третьих, усилением контроля за работой местных органов со стороны населения.

2. Расширение материальных возможностей местных органов управления для решения стоящих перед ними задач. Это осуществляется за счет формирования финансовых ресурсов регионов с помощью прямых отчислений от прибыли всех расположенных на его территории предприятий, учреждений и организаций, вне зависимости от формы собственности. Кроме этого, вводятся платежи за территориальные ресурсы, местные налоги.

3. Создание прямой экономической заинтересованности местных органов в росте эффективности предприятий, расположенных на его территории. Эффективность местных предприятий обеспечивается системой экономических льгот и стимулов (льготы по отчислениям от прибыли в местный бюджет, льготы по платежам за используемые территориальные ресурсы).

Второй сферой региона является сфера социального хозяйствования. Социальная сфера включает следующие компоненты: условия труда и отдыха людей, быт и досуг, уровень материального благосостояния населения, условия воспитания, образование, здравоохранение, доступность участия в управлении. Другими словами, социальная сфера обеспечивает непосредственное условия жизнедеятельности людей, образует среду, в которой мы живем, учимся, трудимся и отдыхаем. Состояние этой сферы является интегральным показателем эффективности экономики региона. Между экономической и социальной сферой имеется тесное взаимодействие – эффективная экономика способна дать более благоприятные условия жизни; но она должна быть и социально ориентирована. А высокая социальная обеспеченность дает высокое качество рабочей силы, стремление лучше и больше работать.

В качестве основных компонентов социальной сферы выделяется социальная структура и инфраструктура.

Социальная структура – это совокупность социальных групп и отношений, в которые включаются все члены общества со своим статусом и социальными ролями.

Инфраструктура представляет собой комплекс зданий, сооружений, предприятий и органов управления, обеспечивающих функционирование и развитие региона. Состояние этих объектов и всей социальной сферы зависит от социальной политики. Сложное содержание социальной сферы обуславливает многообразие направлений и видов социальной политики (жилищная политика, кадровая политика, семейная политика, политика в области занятости и др.). У социальной политики есть три функции:

§ Мотивационная, призванная стимулировать различные виды экономической деятельность людей;

§ Стабилизационные, обеспечивающая социальный порядок в регионе;

§ Стратегическая, направленная на создание социальных условий для развития “человеческого потенциала”.

Для выполнения этих функций должен осуществляться приоритет финансирования социальной сферы исходя из потребностей человека и с учетом возможностей экономики.

Для выполнения всех этих создаются органы местного самоуправления. Местная администрация, это не только исполнительная власть, но она наделяется отдельными государственными полномочиями. Структура ее зависит от набора функций.

Местное самоуправление в городе Новосибирске осуществляется населением посредством:

1) Выборного представительного органа – муниципального Совета депутатов г. Новосибирска;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту