рефераты по менеджменту

Механизмы управления территории на примере г. Новосибирска

Страница
1

Исторические корни местного самоуправления

Необходимость людей объединяться с целью выживания существует с тех времен, как человек появился. Люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций. Содержанием жизни человека является деятельность в различных ее проявлениях, а она невозможна без контактов с другими людьми. Совместное проживание и деятельность вызвали возникновение определенной организации их жизни. Родовая община стала первой такой формой. Стремление к регулированию отношений привело к созданию системы местного самоуправления. Выбор конкретной модели местного самоуправления напрямую зависит от многообразия форм хозяйственной жизни данного региона. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства. По определению Л. Велихова, муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения.

Значит, система местного самоуправления выполняет две важнейшие функции:

§ Связь между государством и населением;

§ Связь между государством и мелким собственником.

Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным – обязательностью ее решений для населения муниципального образования. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается, для реализации полномочий по этим делам. Местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности. Кроме того, эта власть требует обязательного наличия представительства населения (т. е. она выборна).

Формирование предметов ведения органов местного самоуправления происходит с двух сторон: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнения определенных функций, и со стороны государства. Государство не только позволяет этим органам исполнять часть общественных дел самостоятельно, но и возлагает на него исполнения ряда собственных функций (тех, которые сопряжены с постоянными контактами с населением).

Для выполнения общественных функций органы местного самоуправления используют все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, с другой стороны эти органы выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством.

По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления: координация деятельности предприятий и учреждений, находящийся на территории муниципалитета, и реализация групповых интересов граждан. Все субъекты хозяйственной деятельности муниципалитета можно разделить на две группы: муниципальные предприятия и учреждения; предприятия и учреждения иных форм собственности.

Права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не отличаются от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия; права же на регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников строго регламентированы законодательством.

Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от других форм собственности, так и вопросы регулирования организаций, т. е. муниципальное управление - есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.

Современная российская наука муниципального управления, хотя и имеет глубокие исторические корни, переживает период бурного развития в изменившихся политических и экономических условиях. Для этой цели принимаются новые законы и, в частности, принят закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Управление социально-экономическим развитием муниципалитета

В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но зависит от временных циклов, таких, как время разработки и действия бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления. Система управления развитием муниципального образования, в которой реализуются функции управления включает:

§ Специалистов, объединенных в органы управления;

§ Используемый комплекс методов управления;

§ Организационную и вычислительную технику;

§ Связи между органами управления, объектом управления и внешней средой;

§ Документооборот, необходимый для выполнения функций;

§ Жителей муниципального образования.

К основным элементам системы управления развитием муниципалитета следует отнести:

§ Население муниципального образования;

§ Органы местного самоуправления;

§ Органы государственной власти Российской Федерации;

§ Подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с населением;

§ Подсистему взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

§ Подсистему информационного обеспечения процесса управления.

В условиях самоуправления довольно трудно провести грань между субъектом управления и объектом управления. Для самоуправления необходимы три элемента: население + территория проживания + коллективные потребности жителей. Потребности жителей являются движущей силой самоуправление. Когда население часть своих функций по осуществлению управления передает органам местного самоуправления, то эти органы выступают в роли субъекта управления. Объектом управления в этом случае выступает сам процесс развития муниципального образования.

В широком смысле местное самоуправление осуществляется населением (жителями конкретной территории, в границах муниципального образования – города, села). Но текущее, оперативное управление муниципальным хозяйством осуществляется специально созданными структурами (органы). По способу образования, органы местного самоуправления можно разделить на выборные и назначенные; по предмету ведения, органы местного самоуправления решают не только вопросы местного значения, но и исполняют отдельные государственные полномочия; по типу выполняемых функций (проектная функция и реализация интересов населения) существуют два типа органов: представительные и исполнительные.

Представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила, решает вопросы распоряжения муниципальной собственностью, контролирует деятельность других органов местного самоуправления; создает комиссии по направлениям деятельности.

Исполнительный орган имеет более сложную организацию, включая ряд структурных подразделений, выполняющих определенные функции, аппарат управления, должностных лиц.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту