2. Разработка
Аудит безопасности позволяет собрать и обобщить сведения, необходимые для разработки ПБ. На основании результатов аудита определяются основные условия, требования и базовая система мер по обеспечению ИБ в организации, позволяющих уменьшить риски до приемлемой величины, которые оформляются в виде согласованных в рамках рабочей группы решений и утверждаются руководством организации.
Разработка ПБ с нуля не всегда является хорошей идеей. Во многих случаях можно воспользоваться существующими наработками, ограничившись адаптацией типового комплекта ПБ к специфическим условиям своей организации. Этот путь позволяет сэкономить многие месяцы работы и повысить качество разрабатываемых документов. Кроме того, он является единственно приемлемым в случае отсутствия в организации собственных ресурсов для квалифицированной разработки ПБ.
3. Внедрение
С наибольшими трудностями приходится сталкиваться на этапе внедрения ПБ, которое, как правило, связано с необходимостью решения технических, организационных и дисциплинарных проблем. Часть пользователей могут сознательно, либо бессознательно сопротивляться введению новых правил поведения, которым теперь необходимо следовать, а также программно-технических механизмов защиты информации, в той или иной степени неизбежно ограничивающих их свободный доступ к информации. Администраторов ИС может раздражать необходимость выполнения требований ПБ, усложняющих задачи администрирования. Помимо этого могут возникать и чисто технические проблемы, связанные, например, с отсутствием в используемом ПО функциональности, необходимой для реализации отдельных положений ПБ.
На этапе внедрения необходимо не просто довести содержание ПБ до сведения всех сотрудников организации, но также провести обучение и дать необходимые разъяснения сомневающимся, которые пытаются обойти новые правила и продолжать работать по старому.
Чтобы внедрение завершилось успешно, должна быть создана проектная группа по внедрению ПБ, действующая по согласованному плану в соответствии с установленными сроками выполнения работ.
4. Аудит и контроль
Соблюдение положений ПБ должно являться обязательным для всех сотрудников организации и должно непрерывно контролироваться.
Проведение планового аудита безопасности является одним из основных методов контроля работоспособности ПБ, позволяющего оценить эффективность внедрения. Результаты аудита могут служить основанием для пересмотра некоторых положений ПБ и внесение в них необходимых корректировок.
5. Пересмотр и корректировка
Первая версия ПБ обычно не в полной мере отвечает потребностям организации, однако понимание этого приходит с опытом. Скорее всего, после наблюдения за процессом внедрения ПБ и оценки эффективности ее применения потребуется осуществить ряд доработок. В дополнение к этому, используемые технологии и организация бизнес процессов непрерывно изменяются, что приводит к необходимости корректировать существующие подходы к обеспечению ИБ. В большинстве случаев ежегодный пересмотр ПБ является нормой, которая устанавливается самой политикой [6].
Для того чтобы продемонстрировать, каким образом неэффективные политики безопасности, либо их отсутствие, делают систему обеспечения ИБ неработоспособной, начнем с рассмотрения простых примеров неудачных (неэффективных) ПБ. На этих примерах мы увидим, что неудачные ПБ (не соответствующие критериям эффективности), приводят к снижению производительности труда пользователей информационной системы (ИС) и, создавая иллюзию "ложной защищенности", только ухудшают общее положение дел с обеспечением ИБ в организации.
Кража оборудования
Производитель электроники приобрел очень дорогостоящее тестовое оборудование для использования в производстве. Отдел безопасности решил, что для обеспечения сохранности этого оборудования необходимо ограничить доступ к нему всего несколькими сотрудниками. На входе в помещение с оборудованием были установлены дорогостоящие электронные замки со смарт-картами. Только старшему менеджеру были выданы ключи от этого помещения. Для выполнения своих обязанностей, помимо старшего менеджера, доступ в помещение с оборудованием был необходим еще 10 сотрудникам, которые не имели собственных ключей и сопровождались в это помещение старшим менеджером.
Первоначально требования данной политики добросовестно выполнялись. Однако вскоре менеджеру надоело выполнять функции по сопровождению сотрудников. Производительность труда снизилась из-за того, что менеджер периодически оказывался недоступен, а кроме него некому было открывать помещение. Отдел безопасности отказался удовлетворить просьбу менеджера о выдаче дополнительных ключей. В итоге была достигнута неформальная договоренность о том, что ключи будут оставляться в ящике стола. Последствия не заставили себя долго ждать .
Однажды, когда менеджер и его сотрудники были на собрании, оборудование было похищено. Ключа тоже найти не удалось. Отдел безопасности предпринял расследование, которое, однако, успехом не увенчалось. После чего решался вопрос о наказании менеджера, ответственного за хранение ключа.
Просуммируем результаты внедрения данной политики:
· Было потеряно дорогостоящее оборудование
· У менеджеров и сотрудников организации сложилось крайне негативное отношение к любым мерам и политикам обеспечения безопасности
· Ворам удалось избежать ответственности
· Дорогостоящие меры защиты не принесли положительного результата
· Данная ПБ потерпела неудачу, потому что она была неудобной для сотрудников организации, и требования этой политики было легко обойти
Разработчики данной политики не учли ее влияние на производительность труда. Этой ошибки можно было бы избежать, если бы они вовлекли в процесс ее разработки сотрудников организации.
Отдел безопасности также не заметил (или не пожелал заметить) тот факт, что требования данной ПБ не соответствовали бизнес-процессам организации. Наличие внутреннего контроля над внедрением данной ПБ позволил бы выявить это противоречие и разработать более эффективную политику [6].
В предыдущем разделе я показал как нужно разрабатывать, внедрять и сопровождать политики безопасности. Далее я приведу пример управленческой политики в виде ролей и обязанностей персонала, который непосредственно связан с ИБ.
Роли и обязанности (общие положения)
Детально их обязанности будут описаны ниже.
― Руководители подразделений отвечают за доведение положений политики безопасности до пользователей и за контакты с пользователями.
― Администраторы локальной сети обеспечивают непрерывное функционирование сети и отвечают за реализацию технических мер, необходимых для проведения в жизнь политики безопасности.
― Администраторы сервисов отвечают за конкретные сервисы и, в частности, за то, что их защита построена в соответствии с общей политикой безопасности.