Далее речь пойдет о существующих подходах к разработке эффективных ПБ, без которых невозможно создание комплексной системы обеспечения ИБ организации и разработки стратегии ИБ. Как будет показано, эффективность ПБ определяется качеством самого документа, который должен соответствовать текущему положению дел в организации и учитывать основные принципы обеспечения ИБ, изложенные ниже, а также правильностью и законченностью процесса внедрения [6].
Эффективные ПБ определяют необходимый и достаточный набор требований безопасности, позволяющих уменьшить риски ИБ до приемлемой величины. Они оказывают минимальное влияние на производительность труда, учитывают особенности бизнес-процессов организации, поддерживаются руководством, позитивно воспринимаются и исполняются сотрудниками организации.
При разработке ПБ, которая "не рухнет под своим собственным весом", следует учитывать факторы, влияющие на успешность применения мер обеспечения безопасности.
Безопасность препятствует прогрессу
Меры безопасности накладывают ограничения на действия пользователей и администраторов ИС и в общем случае приводят к снижению производительности труда. Безопасность является затратной статьей для организации, как и любая другая форма страхования рисков.
Человеческая природа всегда порождает желание получения большего количества информации, упрощения доступа к ней и уменьшения времени реакции системы. Любые меры безопасности в определенной степени препятствуют осуществлению этих естественных желаний.
Представьте себе ситуацию ожидания переключения сигнала светофора. Очевидно, что светофор предназначен для обеспечения безопасности дорожного движения, однако если движение по пересекаемой дороге отсутствует, то это ожидание выглядит утомительной тратой времени. Человеческое терпение имеет предел и если светофор долго не переключается, то у многих возникает желание проехать на красный. В конце концов, светофор может быть неисправен, либо дальнейшее ожидание является неприемлемым.
Аналогично, каждый пользователь ИС обладает ограниченным запасом терпения, в отношении следования правилам политики безопасности, достигнув которого он перестает эти правила выполнять, решив, что это явно не в его интересах (не в интересах дела).
Политики, не учитывающие влияния, которое они оказывают на производительность труда пользователей и на бизнес-процессы, в лучшем случае могут привести к ложному чувству защищенности. В худшем случае такие политики создают дополнительные бреши в системе защиты, когда "кто-то начинает двигаться на красный свет".
Следует учитывать и минимизировать влияние ПБ на производственный процесс, соблюдая принцип разумной достаточности.
Навыки безопасного поведения приобретаются в процессе обучения
В отличие, скажем, от инстинкта самосохранения, обеспечение ИБ не является инстинктивным поведением. Это функции более высокого уровня, требующие обучения и периодического поддержания.
Процедуры обеспечения безопасности обычно не являются интуитивными. Без соответствующего обучения пользователи ИС могут и не осознавать ценность информационных ресурсов, риски и размеры возможного ущерба. Пользователь, не имеющий представления о критичности информационных ресурсов (или причинах, по которым их следует защищать), скорее всего, будет считать соответствующую политику неразумной. Даже некоторые навыки самосохранения требуют обучения. (Дети сначала не знают о том, что перед тем, как переходить через дорогу, надо посмотреть сначала налево, а потом – направо). В отличие от инстинктивного, это пример сознательного поведения.
Руководство организации также следует просвещать по вопросам, касающимся ценности информационных ресурсов, ассоциированным с ними рисков и соответствующих политик безопасности. Если руководство не знакомо с политикой безопасности или с ее обоснованием, не приходится рассчитывать на его поддержку. Конечно, руководству не требуется знать технических деталей обеспечения ИБ и конкретных правил, предписываемых политиками. Достаточно сфокусировать его внимание на возможных последствиях нарушений безопасности и связанных с ними потерях для организации.
Следует проводить непрерывную работу по обучению сотрудников и повышению осведомленности руководства организации в вопросах обеспечения ИБ.
Нарушения политики безопасности являются неизбежными
В крупных организациях в ИТ-процессы вовлечено большое количество людей, для большинства из которых требования ПБ отнюдь не являются очевидными. Чем сложнее пользователям ИС приспособиться к установленной политике, тем менее вероятной является ее работоспособность. На начальном этапе требования ПБ наверняка будут нарушаться, да и в будущем полностью избежать этого не удастся.
Необходимо осуществлять непрерывный контроль выполнения правил ПБ как на этапе ее внедрения, так и в дальнейшем, фиксировать нарушения и разбираться в их причинах.
Одной из основных форм этого контроля является регулярное проведение как внутреннего, так и внешнего аудита безопасности.
Чтобы оставаться эффективной, политика безопасности обязана совершенствоваться
Даже если вам удалось разработать и внедрить эффективную политику безопасности, работа на этом не заканчивается. Обеспечение ИБ – непрерывный процесс. Технологии стремительно изменяются, существующие системы устаревают, а многие процедуры со временем теряют эффективность. Политики безопасности должны непрерывно совершенствоваться для того, чтобы оставаться эффективными.
Работоспособность и эффективность существующих политик должны регулярно проверяться. Устаревшие политики должны пересматриваться [6].
Перед принятием любых решений относительно стратегии информационной безопасности организации (как на длительный, так и на короткий период времени) мы должны оценить степени уникальных рисков.
Пока организация имеет информацию, представляющую ценность для вас и ваших конкурентов (а может, и просто «случайных» хакеров), она рискует потерей этой информацией. Функция любого информационного механизма контроля безопасности (технического или процедурного) и должна состоять в ограничении этого риска заранее выбранным приемлемым уровнем. Конечно, это истинно и для защитной политики. Политика это механизм контроля за существующими рисками и должна быть предназначена и развита в ответ на имеющиеся и возможные риски. Таким образом, всестороннее осуществление оценки риска должно быть первой стадией процесса создания политики. Оценка риска должна идентифицировать самые слабые области вашей системы и должна использоваться для определения дальнейших целей и средств.
Оценка риска представляет собой комбинацию величин, зависящих от количества информационных ресурсов, имеющих определенную ценность для организации, и уязвимостей, пригодных для использования для получения доступа к этим ресурсам. Собственно, величина уникального риска для конкретной информации – отношение ценности этой информации к количеству способов, которыми данная информация может быть уязвима в структуре вашей корпоративной сети. Очевидно, что чем больше оказывается полученная величина, тем большие средства стоит направить вашей организации на «затыкание» этой дыры.