Информация о внутренней среде предприятия охватывает всю деятельность предприятия. Полная отчетность о деятельности предприятия формируется на основе отчетности по трем видам планов.[12] Эти планы:
1. Бюджет (и, соответственно, финансовая и бухгалтерская отчетность);
2. Производственный план – план по ассортименту и объему производства продукции;
3. Плана мероприятий (событий) – квартальный (или месячный) план действий каждого подразделения и всего предприятия.
При наличии корректно разработанной системы отчетности, соответствующей этим трем видам планов, руководство предприятия будет обладать всей полнотой информации о том, что происходит на предприятии.
На многих российских предприятиях принята трехуровневая система управленческой отчетности, основными компонентами которой являются:
· сводки (также называемые книгами, журналами и т.д.) для записи всех операций предприятия в данной сфере деятельности или в данном подразделении;
· отчеты – краткие сведения о деятельности предприятия или подразделения на конкретную дату или за конкретный период;
· сводные отчеты – отчеты, подводящие итог деятельности предприятия в нескольких сферах за определенный период.
Рассмотрим управленческую отчетность производственного предприятия. Его основные виды деятельности:
· снабжение – закупки сырья и полуфабрикатов у поставщиков;
· производственная деятельность: обработка сырья и полуфабрикатов для получения готовой продукции;
· сбыт готовой продукции потребителям для получения прибыли.
Такая классификация видов деятельности применима и к другим типам предприятий: торговым предприятиям, предприятиям сферы обслуживания и т.д.
Управленческая отчетность охватывает все эти операции. Управленческие отчеты обобщают и систематизирую данные об этих основных видах деятельности, необходимые руководителям различного уровня.
Снабжение:
· какие материалы и полуфабрикаты, в каком количестве и когда нужны для выпуска продукции;
· есть ли эти материалы в наличии (товарно-материальные запасы) или ожидается их поступление к необходимым срокам (план поставок по размещенным заказам);
· если нет, то кто может поставить требуемые материалы и полуфабрикаты (поставщики);
· какова задолженность поставщикам и сроки ее погашения.
Производственная деятельность:
· что выпускается;
· какой объем производства обеспечивают имеющиеся мощности;
· сколько людских и материальных ресурсов нужно для выпуска продукции требуемого количества и качества.
Сбыт:
· каков рынок для выпускаемой продукции;
· каковы требования рынка к качеству, количеству, техническим и потребительским характеристикам выпускаемой продукции;
· каковы товарные запасы для немедленной реализации;
· каковы производственные планы по срокам и количеству выпускаемой продукции;
· какова структура каналов сбыта;
· кто является покупателем продукции;
· каково состояние расчетов с покупателями (структура дебиторской задолженности).
Основные операции заносятся в "журналы" или "сводки". Сводки очень важны, поскольку они формируют основу системы управленческой отчетности, которая используется на всех уровнях организации. Эти уровни следующие:
· оперативный (повседневная деятельность);
· тактический (среднесрочные решения);
· стратегический (долгосрочные решения).
Сводки и отчеты по-разному используются на разных уровнях (а их содержание меняется от данных о текущих операциях до стратегической информации):
· сводки, содержащие первичные данные, используются в основном на оперативном уровне для регистрации и контроля текущих операций;
· отчеты об основной деятельности составляются на основе сводок и используются руководителями среднего звена для текущих оперативных и тактических решений и применения мер контроля и измерения эффективности работы подразделений и отдельных сотрудников;
· сводные отчеты используются высшим руководством для принятия решений и расширенного (стратегического) планирования.
Эффективность управленческой отчетности повышается, если в ее совершенствовании принимает участи каждый руководитель. Он должен выполнить анализ того, какая информация нужна ему для успешного ведения его деятельности.
Таким образом, финансовые отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими — это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
ОАО на современном этапе является коммерческой организацией легкой промышленности, производящей ткани, плюш, махровые изделия, а также, осуществляющей химическую отделку и крашение продукции. Место нахождения исследуемой организации:……
Целями деятельности открытого акционерного общества является извлечение прибыли путем производства товаров и услуг, а также расширение рынка их сбыта.
Уставный капитал Общества составляет 00 рублей и определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Все акции, размещенные Обществом, являются обыкновенными именными бездокументарными акциями. Общее количество акций … штук номинальной стоимостью … рублей каждая, все они размещены среди участников, которые оплатили их по номинальной стоимости.
Для оперативной и бесперебойной работы на предприятии созданы несколько фабрик, служб и отделов, которые в свою очередь могут разбиваться на более мелкие структурные подразделения. Полная схема организационной структуры ОАО представлена в Приложении № 3. Каждое подразделение выполняет свою функцию, имеет определенное количество штатных единиц, определенный распорядок и режим работы.
Все отделы связаны между собой, обеспечивают взаимодействие и организованную работу предприятия на всех этапах его деятельности.
В месяц фабрика выпускает около … погонных метров различных тканей, что в суммовом выражении составляет . рублей товарной продукции.
Предприятие имеет квалифицированный состав специалистов. Руководители и специалисты имеют высшее и среднее специальное образование и постоянно повышают свою квалификацию.
При вводе в эксплуатацию экспериментальной партии ткацких станков Terri Plus фирмы Picanol из 100 случаев за год прибыль в 50 тыс.руб. была получена в 20 случаях, прибыль 70 тыс.руб. была получена в 30 случаях, а прибыль в 100 тыс.руб. в 50 случаях. При вводе в эксплуатацию экспериментальной партии ткацких станков MPS 32-175 из 120 случаев за год прибыль в 30 тыс.руб. была получена в 30 случаях, прибыль 40 тыс.руб. была получена в 55 случаях, а прибыль в 80 тыс.руб. в 35 случаях. Определим более прибыльный вариант вложения капитала, если критерием выбора является наибольшая сумма средней прибыли.