К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы современно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства.
С точки зрения финансов предприятия финансовой средой предпринимательства можно назвать замкнутые перераспределительные отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей в реальных условиях функционирования, а также его взаимоотношения с бюджетами различных уровней.[7]
Система финансов и финансовая деятельность предприятия опосредствуют денежные отношения как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним следует отнести финансовые отношения субъекта с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами по уплате налогов, сборов и пошлин; с учреждениями финансовой инфраструктуры (коммерческими банками, фондовыми и валютным биржами, страховыми компаниями, инвестиционными компаниями и т.д.); с органами производственной инфраструктуры (предприятиями транспорта и связи и т.д.); с другими хозяйствующими субъектами (покупателями и продавцами продукции). К внутренним следует отнести финансовые отношения между отдельными структурными подразделениями хозяйствующего субъекта с его учредителями, персоналом и т.д. Система финансовых отношений предприятия приведена в Приложении №2. Таким образом совокупность внешних финансовых отношений представляет собой финансовую макросреду предпринимательства, а совокупность внутренних финансовых отношений представляет собой финансовую микросреду предпринимательства.
Микросреда включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура.[8]
Каждый из указанных факторов включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
Производство. Организации нужно иметь адекватные материальные средства, соответствующие поставленным целям, как в отношении их срока службы, так и относительно их производственных характеристик, с тем чтобы затраты на производство были минимальными. К производственному фактору относят также изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка оборудования; осуществление исследований и разработок; эффективную работу с клиентами и заказчиками.
Финансы. В области финансовой деятельности организации необходимо иметь в виду два момента: финансовые возможности и степень риска предпринимаемой деятельности. Первый связан со способностью организации вовремя выручить или занять денежные средства с последующей оплатой кредита и процентов по нему.
Риск связан с участием деятельности, которая может привести к разорению организации или к ее неожиданному взлету.
Маркетинг. Охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования и продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения, обеспечения прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Управление персоналом. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Управление персоналом состоит из процессов взаимодействия менеджеров и рабочих, найма. Обучения и продвижения кадров, а также оценки результатов труда и его стимулирования, создания и поддерживания отношений между работниками и т.п.
Структура организации, которая включает организационное устройство компании согласно ее организационно-штатному расписанию. Это то, что отражено в документации, определяющей распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
Организационная культура, под которой понимаются ценности, убеждения, установки и образ поведения. При сильной организационной культуре практически все работники имеют четкое представление, чем занимается их организация. Организационная культура может способствовать выживанию организации в конкурентной борьбе и усилению ее позиций. Но может быть и так, что организационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал.
Таким образом, понятие финансовая микросреда предпринимательства рассматривается в двух дисциплинах. Это понятие новое и поэтому малоизученное. Есть расхождения в составляющих микросреды: маркетинг относит к ней поставщиков, посредников, покупателей, конкурентов и контактные аудитории, финансы предприятия и менеджмент – производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Я думаю, что расхождения в этих понятиях обусловлены спецификой этих наук, но более верным считаю позицию финансов предприятия и менеджмента, т.к. само понятие микросреда – это совокупность условий, единиц или людей, связанных общностью. А интересы поставщиков, покупателей, посредников и конкурентов, по моему мнению, общими с целями предприятия назвать нельзя.
Внутри предприятия финансовые отношения складываются между аппаратом управления и структурными подразделениями предприятия, между его подразделениями, между администрацией и работниками, а в акционерных обществах – и с советом директоров (наблюдательным советом). Формы и методы реализации этих отношений направлены на: установление и соблюдение порядка доведения заданий финансового плана до структурных подразделений; организацию контроля за выполнением этих заданий; оценку результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений и их влияния на показатели работы предприятия; определение и применение экономических стимулов, направленных на улучшение финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовые отношения между структурными подразделениями нацелены на обеспечение своевременного, качественного и эффективного выполнения заданий по внутрипроизводственной кооперации и предусматривают усиление финансового воздействия в этом направлении.
В предыдущей главе раскрылась сущность понятия финансовой микросреды предпринимательства, в данной главе будут детально раскрыты два ее основных фактора: финансовые отношения между работниками предприятия и финансовые отношения между структурными подразделениями.
Отношения между работниками предприятия — это отношения, связанные с выплатой заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется в виде заработной платы. Трудовой кодекс РФ в статье 129 закрепляет легальное определение заработной платы.