Рассмотрим теперь аргументы "против" внедрения телеработников в организации. В связи с переходом на новую форму занятости работник, работодатель и государство столкнулись со специфическими проблемами как социального, так и юридического характера. Рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются телеработники.
1. Разобщение сотрудников из-за отсутствия прямых контактов в офисе, непонимание с коллегами по работе и изоляция некоторых работников.
Многие служащие, работающие удаленно, считают себя отстраненными от повседневной офисной жизни. Им кажется, что их работу недооценивают, а коллеги по работе не доверяют им. У телеработников происходит уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах перерасти в изоляцию.
Наибольшей проблемой для большинства телеработников является проблема социальной, а также профессиональной изоляции. Некоторые полагают, что социальная изоляция представляет собой главный недостаток надомной работы, и это основная причина выступлений против телеработы. На обычном рабочем месте существует регулярный обмен информацией между коллегами, чего недостает телеработнику. Самостоятельно работающие люди нуждаются в профессиональных контактах, чтобы постоянно пополнять свои знания, они также должны заводить знакомства и предлагать свои профессиональные услуги. Им следует читать много профессиональной литературы и принимать участие в конференциях, чтобы скомпенсировать недостаток традиционных встреч с коллегами по работе. Изоляция может быть минимизирована благодаря регулярной организации встреч, созданию хороших коммуникационных связей с телеработниками и своими коллегами, структурированию своей работы таким образом, чтобы часть ее выполнялась в офисе [4].
2. Затруднения в сравнительной самооценке профессиональных и внешних качеств телеработника.
Традиционно карьера в организации требует, чтобы человек постоянно был на виду и был вовлечен во многие виды деятельности, помимо выполнения собственных обязанностей. Человек не только должен принять правила организации, но и демонстрировать, что он им следует. Сюда входят пунктуальность в посещении встреч, соответствующая форма одежды, своевременные высказывания и т.п. Неформальные контакты и отношения, имеющие место в кафе или в коридоре, могут привести к продвижению по службе вполне определенных работников, а не других. Для традиционных работников выполнение сверхурочной работы является показателем того, что человек стремится к повышению, что зачастую поощряется продвижением по службе.
Поскольку телеработники лишены живого общения с коллегами, благодарного взгляда начальника и прочих положительных эмоций, доступных офисным сотрудникам, работа на дому не приносит им необходимого удовлетворения.
В ответ на возникшую ситуацию руководство некоторых компаний, где работают удаленные сотрудники, помогает им повысить самооценку, используя методы повышения мотивации. Способы повышения эффективности телеработников могут быть следующими: публичное признание высоких результатов работы на итоговом совещании, специальные статьи во внутрикорпоративной прессе, направление наиболее успешных работников на обучающие семинары и тренинги, конференции, выставки, организация групповых экскурсий и поездок, почетные корпоративные знаки отличия [1].
3. Недостаточная четкость формулировки требуемых от телеработника действий.
Телеработники оказываются особенно чувствительны к способностям их руководителей внятно объяснять задания. В обычном офисе, при очных контактах каждый сотрудник имеет возможность бесконечно уточнять, чего от него хотят, в то время как телеработник имеет относительно ограниченные возможности взаимодействия с начальством. Поэтому эффективность его работы напрямую зависит от того, насколько его руководитель способен ясно выражать свои мысли [7].
Однако данное положение говорит о несовершенстве менеджмента, который базируется на управлении по устным распоряжениям. Основным результатом деятельности всех специалистов и менеджеров организации является документ. Объективная реальность заключается в том, что в современных организациях происходит постепенный переход от управления по устным распоряжениям к управлению по документам. В настоящее время имеется множество технических средств для передачи документов на большие расстояния практически мгновенно. Соответственно, четкость формулировки требуемых от телеработника действий и их исполнение будут зависеть от уровня документационной культуры организации.
4. Поддержание профессиональной позиции телеработника в глазах клиентов, коллег и семьи.
Одной из проблем для тех, кто работает дома, является поддержание своей профессиональной позиции в глазах клиентов и коллег и уверенность в том, что семья и друзья с пониманием отнесутся к новому графику работы. Чтобы учесть этот фактор, надомным работникам необходимо скоординировать свою роль в семье и трудовую роль. Между этими двумя сферами, возможно, должна проходить четкая физическая граница, позволяющая снижать их взаимное воздействие. Этого можно достигнуть не только благодаря приобретению офисной мебели и оборудования, но и если отвести для работы изолированную комнату и закрывать дверь во время работы. Одним из путей улучшения профессионального имиджа является использование отдельной телефонной линии для домашнего офиса и покупка автоответчика, что очень удобно в случае, если никого не окажется дома [4].
Отрицательные моменты телеработы затрагивают не только самих телеработников, но и их работодателей. Следующие минусы желательно учитывать до предложения своему сотруднику работать удаленно.
1. Относительная незащищенность информации на удаленных компьютерах, опасность ее утечки.
Некоторые виды дистанционной работы (удаленное администрирование, ведение бухгалтерии, работа с почтой и документацией) могут быть опасны для работодателя. Удаленный компьютер может быть подвергнут хакерской или вирусной атаке, которая может преследовать разные цели, например перехват паролей доступа в сеть работодателя, перехват управления удаленным компьютером, нанесение ему вреда, кража секретной информации и т.д. Удаленный компьютер атаковать проще, так как средства его защиты, как правило, ниже средств защиты локальной сети в офисе.
Например, с проблемой безопасности столкнулась одна система кабельного телевидения, где работа по выставлению счетов клиентам велась работником, который через Интернет подключался к серверу и вел работу с базой клиентов. Его персональный компьютер (ПК) был атакован, и база клиентов была похищена конкурентами, которые впоследствии часть клиентов переманили к себе.
Повысить безопасность удаленной работы можно разными способами. Среди них специалисты называют инструктаж сотрудников, регулярную смену паролей доступа, жесткую регламентацию прав доступа в сеть работодателя, использование программных средств защиты от вирусных и хакерских атак удаленного компьютера. Контролировать работу удаленного сотрудника можно в режиме онлайн программами удаленного администрирования, при этом необходимое программное обеспечение может устанавливаться удаленно или непосредственно на ПК работника под видом антивирусной защиты [1].