Рис. 1
Аргументы
Телеработа является решением некоторых проблем работника, работодателя и государства. Рассмотрим аргументы "за" за расширение доли телеработников в организации. Не претендуя на исчерпывающий анализ, перечислим основные причины, побуждающие людей становиться телеработниками.
1. Экономия финансовых, временных, психологических ресурсов на проезд к месту работы и обратно.
В последние годы общественный транспорт в Москве дорожает минимум на 15% каждые полгода. Многим гражданам, которые вынуждены добираться до работы на метро и наземном транспорте, ежедневно приходится тратить свыше 40 руб. в один конец. Эти затраты в большинстве случаев не возмещаются руководством организаций.
Кроме того, миграция населения в деловой центр России вызвала перезагруженность крупных городов, что особенно ярко проявляется в часы пик, когда люди едут на работу или возвращаются домой. В это время образуются километровые пробки на дорогах, огромные очереди и столпотворения в метро. Результатами этого, с одной стороны, являются бесполезная трата времени и опоздания на работу, с другой - повышение стрессовых ситуаций во время поездок на работу и обратно, различные заболевания нервной системы и даже смертельные исходы.
2. Возможность обеспечить желаемый баланс между работой и личной жизнью. Тема не популярна, поэтому еще одна приписка и хватит.
Главную роль в этом преимуществе играет психологическая потребность некоторых людей в гибком рабочем графике и возможность проводить больше времени в привычной социальной среде. Телеработники в большинстве своем - это люди, которым психологически комфортнее работать дома: в собственном ритме, когда и как хочется. Например, в США люди в возрасте старше 30 лет, имеющие высшее образование и ежегодный доход около 45 тыс. долл., предпочитают работать удаленно.
Некоторые телеработники выбирают такую форму труда из-за необходимости присмотра за маленькими детьми. В Европе, например, каждая вторая женщина, осуществляющая надомную работу на постоянной основе, имеет, по крайней мере, одного ребенка в возрасте до 6 лет [7].
3. Возможность работать в нескольких организациях одновременно.
Данное положение является весьма актуальным для российского работника, поскольку, работая в одной организации, редко можно иметь необходимый для среднего уровня жизни заработок. В связи с этим для телеработника открывается возможность заключения контрактов с несколькими организациями, что все чаще практикуется в финансовой сфере. К тому же со стороны руководства организации, работающей по международным стандартам, нет возражений относительно удаленной работы своих сотрудников, поскольку на определенных должностных позициях нет постоянного объема работы. Если, к примеру, эксперт в какой-то узкой области нужен организации время от времени, нет смысла держать его в офисе на постоянной зарплате.
4. Возможность самореализации в короткие сроки.
Работая удаленно, сотрудник формально может занимать руководящую должность. Этого достаточно трудно добиться, работая в физически взаимодействующей организационной группе в условиях переходной полубюрократической экономики современной России. Такая возможность будет существенно мотивировать телеработника и поднимет его самооценку, что положительно скажется на его производительности труда.
Систематизируем причины, побудившие руководителей предложить своим специалистам стать телеработниками:
1) экономия на оснащении рабочего места, аренде помещения, коммунальных услугах, обслуживающем персонале;
2) уменьшение стоимости содержания и площади, занятой под парковки и автостоянки;
3) экономия временных ресурсов на заседаниях, конференциях, встречах;
4) повышение производительности труда персонала;
5) частичное решение проблемы управления филиалами компании, находящимися в отдаленных и труднодоступных местах от центрального офиса.
Телезанятость предполагает не менее производительный труд, чем традиционная занятость. Например, выгода телекоммуникационной компании AT&T благодаря телеработникам составила примерно 150 млн долл. в год: 100 млн за счет производительности персонала, 35 млн за счет сокращения затрат на недвижимость и 15 млн за счет того, что телеработники остаются на своих местах значительно дольше обычных [1].
Феномен телеработника касается не только его самого и работодателя. Этот феномен имеет также и различные социальные аспекты. К числу причин, побудивших государственные структуры содействовать процессу увеличения объемов телеработ и телеработников, могут быть отнесены следующие:
1) возможность привлекать к работе больше нетрудоспособного населения и инвалидов;
2) неограниченное территориальное расширение рынка труда;
3) возможность выравнять занятость в регионах без затрат на миграцию;
4) экономия горючего для общественного транспорта и сокращение загрязнения окружающей среды;
5) снижение аварийных ситуаций на дорогах в часы пик.
Согласно подсчетам ученых переход только в Америке на телеработу до 20% работающих позволит ежегодно сэкономить около 23 млрд долл., 1,8 млн тонн загрязнителей не будет выброшено в воздух, более 13 млн тонн горючего не будет сожжено автомобилями, 3 млрд часов не будет проведено в поездках на работу и обратно [7].
Также сыграть положительную роль для отечественной экономики может возможная децентрализация работы, то есть ее перемещение в сельскую местность. Последствия оттока населения из крупных городов в сельскую местность весьма многообещающи. Вероятнее всего, в крупных городах подешевеет недвижимость, и от этого больше других выиграют владельцы недвижимого имущества в ближайших пригородах и живописных сельских уголках. Кроме того, такой отток приведет к оживлению деятельности в регионах с низкой экономической активностью, высоким уровнем безработицы, низким уровнем жизни и большими расстояниями между населенными пунктами.
В мире решаются вопросы, как поддерживать относительно новое начинание - телеработу, как ее регулировать и направлять. Создаются программы, принимаются законы, проводятся исследования, выдаются стартовые деньги для организации бизнеса на дому.
Например, претворяются в жизнь следующие моменты:
- в некоторых штатах США действует закон "О чистом воздухе", по которому фирмы, использующие телеработу, получают налоговые льготы, поскольку их сотрудники не загрязняют окружающую среду, приезжая в офис на автомобиле;
- Всемирная торговая организация (ВТО) приняла решение освободить от обложения таможенными пошлинами программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернета;
- выполнена утвержденная Комиссией Европейского союза Пятая "Фрейм-программа по развитию науки и технологии", одной из целей которой было создание благоприятных условий для использования преимуществ интернет-технологий частными лицами и бизнесом в Европе;
- в США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5 - 10% от цены товара [8].