2. Сокращение корпоративной культуры и командного духа в организации.
Отсутствие очных контактов с коллегами по работе резко изменяет поведение всей команды. Объективно претерпевают изменения такие категории менеджмента, как корпоративная культура, сверхэффект от совместной работы сотрудников и др. Снижается такая мотивационная составляющая для сотрудника, как принадлежность к группе.
Если рассматривать производительность менеджера как производительность организации, которую он возглавляет или на которую оказывает косвенное воздействие, исследователи отмечают, что дальнейшее увеличение производительности управленческого труда зависит от осознания того факта, что менеджер любого ранга связан с созданием коллективного продукта труда. Принадлежность отдельного сотрудника к философии "общего дела", то есть выработка командного духа, имеет огромное значение как мотивирующий фактор для повышения производительности организации в целом.
3. Отсутствие четкой системы контроля над телеработником, не каждый умеет самостоятельно планировать свой график.
В настоящее время разработка теоретических основ и методических рекомендаций по формированию команд, в составе которых имеются телеработники, и повышение эффективности деятельности российских организаций посредством внедрения в них таких команд является весьма актуальной задачей современного менеджмента, требующей своего решения.
Основная трудность перехода на частично виртуальное взаимодействие сотрудников организаций в масштабах государства заключается в возможном формировании у населения нежелания физически трудиться и появлении тенденции к сокращению кадрового резерва для требующих физического присутствия профессий [6].
Обобщения
В традиционной экономике ремесленники, производя свою продукцию в основном на заказ, работали в домашних условиях. С развитием ремесла и превращением его в мелкотоварное производство большинство ремесленников стало поставлять свои товары на рынок. Появилась товарная специализация отдельных районов. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации подготовили почву для создания первых мануфактур в 30-е годы XVII века. Затем наступила эпоха фабрик и заводов, на которых стало работать большинство людей, не занятых в сельскохозяйственной отрасли. Таким образом, рабочие места переместились из домашних условий в специализированные рабочие помещения, которые были единственным местом для работы до 70-х годов XX века.
Телеработа представляет собой очередной шаг, предпринимаемый организациями для достижения гибкости, необходимой, чтобы соответствовать быстро меняющемуся деловому окружению и правилам управления человеческими ресурсами. Технологические инновации в сочетании с постоянной заботой об окружающей среде и вниманием к меняющимся потребностям современного общества и условиям бизнеса можно рассматривать как факторы, способствующие внедрению телеработы.
Рассмотрим динамику развития телеработы в контексте общей автоматизации офиса. В наши дни в большинстве офисов работа с информацией происходит с использованием таких средств, как встречи, телефонные переговоры, почта, фотокопии, факс, главные компьютеры, индивидуальные ПК и печатные машинки. Появление ПК и новых средств хранения информации наряду с использованием коммуникационных технологий привело к тому, что организации смогли работать с большими объемами информации, которую им необходимо обрабатывать и которой нужно управлять, чтобы выжить в условиях конкуренции. Информация приобретает ценность только после того, как она была передана. С появлением электрооптического волокна и технологии передачи световых волн стало возможным создание офиса прямо на дому у работника, вследствие чего число телеработников стало увеличиваться.
Растущая озабоченность охраной окружающей среды и повсеместная борьба за ограниченные энергетические ресурсы послужили движущей силой к увеличению масштабов телеработы. Обеспокоенность такими вопросами национального масштаба, как загрязнение воздуха и транспортные проблемы, помогла осознать значимость концепции телеработы.
Телеработа является частью общей тенденции к поиску новых и более адаптивных способов, позволяющих удовлетворять меняющиеся требования работников, которые возникли вследствие социальных перемен. Рост числа семей с двумя работающими родителями, все более выраженное стремление совместить работу, семью и досуг, потребность в автономии и самореализации оказали значительное влияние на индустрию. Такие изменения в стремлениях работников являются еще одним поводом для того, чтобы сделать организации более гибкими. Более того, социальное развитие и изменения в трудовых взаимоотношениях, такие как необходимость улучшения качества жизни на рабочем месте, необходимость защищать работников и их здоровье, необходимость адаптации к технологическим изменениям или недостаток рядовых работников требуют гибкости, чтобы обеспечить полномасштабное функционирование сложных организационных систем [4].
В [5] был выявлен и сформулирован закон приближения техники к человеку. Действительно, целый ряд технических систем в своем развитии подчиняется закономерности, характеризующейся приближением к человеку.
Можно проследить развитие часов, телефона и источников информации. Часы на башне в городе, одни часы в доме, часы в каждой комнате, карманные часы, наручные часы, часы в любом приборе (автомобиль, ПК, телефон, письменный прибор и т.д.).
Один телефон в общей квартире, один телефон у секретаря директора, телефон в каждой комнате, телефон на рабочем столе каждого сотрудника, мобильный телефон. Наблюдается аналогичная закономерность.
Источники информации. Библиотеки, радио на улицах города, кинотеатры, большие стационарные компьютеры. Радио в каждой квартире, магнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны, домашние кинотеатры, ПК на работе и дома, Интернет. Настольные ПК, ноутбуки, карманные ПК с виртуальным экраном.
Появление и фантастические по скорости темпы развития Интернета изменили характер получения информации. Информация из "навязанной извне" (радио, телевизор, кинотеатр) превращается в "избирательную" информацию (видеомагнитофоны, видеокамеры, домашние кинотеатры, электронные библиотеки и поисковые системы Интернета).
Уже сейчас большое количество людей имеют встроенные в их организм технические системы. Различные протезы, оптические линзы, электрокардиостимуляторы, силиконовые части тела и т.д. Человек уже не может рассматриваться как чисто биологический вид. Двадцатый век окончательно превратил человека из чисто биологического вида в биологически-технетический вид.
Аналогичные эволюционные изменения наблюдаются и в бизнесе. Бизнес приближается к человеку - практически одновременно и независимо во многих странах в организациях стали появляться телеработники, число которых с каждым годом увеличивается. Это явление приобрело массовый характер в 1970-х гг. и продолжает развиваться в наши дни. Некоторые зарубежные организации полностью перешли на удаленную работу и стали независимыми от времени, расстояния и физических границ организации. Если раньше сотрудник ходил на работу в организацию, то сейчас организация "пришла" к сотруднику и постоянно находится вместе с ним.