ВВЕДЕНИЕ
Деятельность компаний в современной экономике все больше зависит от их умения накапливать и использовать уникальные знания. Очевидна необходимость создания внутрифирменного рынка знаний.
Современные компании все чаще убеждаются, что их конкурентное преимущество заключается прежде всего в уникальных знаниях. И у компаний, и у отдельных людей могут быть одинаковые способности и возможности получения общедоступного знания, поэтому преимущество получает тот, кто обладает безусловной ценностью — действительно уникальными знаниями. Компания, которая знает, как вести дела на каком-нибудь специфическом в географическом отношении рынке, скажем в Китае, имеет колоссальные преимущества перед конкурентами, такими познаниями не владеющими.
Перспектива использовать знания для решения любой из возникающих перед фирмой проблем оказалась настолько привлекательной, что топ-менеджеры компаний уже инвестировали миллиарды долларов в то, что теперь называется «управлением знаниями».
Самое главное, однако, не столько управлять знаниями, сколько уметь их создавать и налаживать обмен ими. Эффективный обмен информацией внутри крупной компании не столько технологическая проблема, сколько организационная, и сводится она к тому, как поощрить людей, незнакомых лично друг с другом, к сотрудничеству во имя общей выгоды. Но, как известно, существует давно и успешно испытанный механизм для обмена объектами, представляющими ценность для независимых сторон. Этот механизм — рынок.
Крупные общедоступные рынки знаний существуют давно в виде книг, статей и таких открытых для всех систем обслуживания, как библиотеки. В последнее время появились и внешние рынки общедоступных знаний — их предоставляют Amazon.com, America Online, Yahoo! и другие компании [1].
На самом деле рынки знаний не новы. Примерами глобальных рынков знаний выступают рекрутинговые и авторские агентства, консалтинговые фирмы, дистанционное обучение, электронные информационные центры, профессиональные ассоциации. В масштабе отдельного предприятия рынки знаний формируются на основе сообществ практиков, выступающих центрами создания знаний, отдельных групп по интересам или инновационных команд. Соответствующие механизмы оценки знаний, фиксации спроса и предложения на ту или иную информацию, поиска экспертов, а также вознаграждений и поощрений являются необходимыми компонентами организации рынка знаний на корпоративном уровне.
Цель данной работы: раскрыть особенности менеджмента в условиях рынка знаний.
Задачи работы: описать особенности рынка знаний и специфику системы управления знаниями; рассмотреть знания как стратегический актив компании; раскрыть особенности постановки и применения менеджмента знаний в организации.
Рынок знаний характеризуется сильным ростом: знание создается и им обмениваются, его ценность закономерно возрастает. В традиционных ресурсозатратных видах бизнеса теперь нередко приходится сокращать одни издержки за счет новых инвестиций в знания и технологии.
«Менеджмент знаний» (или, точнее, менеджмент на основе знаний) – это целенаправленная организация деятельности всей компании, где «знания» рассматриваются, как главный стратегический фактор успеха. «Управление знаниями», в узком смысле этого термина, является лишь составной частью этой глобальной задачи.
Управление знаниями – общее название для методик, организующих процесс коммуникаций (целевого общения) в корпоративных сообществах, направляя его на извлечение новых и обновление существующих знаний и помогающих сотрудникам компании вовремя решать задачи, принимать решения и предпринимать необходимые действия, получая нужные знания в нужное время. Такие методики на 80% используют гуманитарные технологии, и только на 20% - IT решения [4].
Основными объектами менеджмента знаний являются объективированные и не объективированные знания, связи этих знаний с процессами компании, а также сотрудники компании, которые создают и используют эти знания и реализуют процессы, в которые они вовлечены.
Знания в сильной степени индивидуальны, в то время как управление организационными процессами требует формальных процедур и документов. Вместе с тем управление знаниями приобретает устойчивую тенденцию вследствие многих причин:
• глобализация и усиление конкуренции; многие организации ввиду распыленности информации, в том числе и территориально, часто теряют время и ресурсы вследствие плохо организованной работы по информационному обеспечению;
• знания начинают пользоваться большим спросом на рынке;
• реструктуризация предприятий и сокращение персонала — без эффективного механизма удержания знаний квалифицированных работников предприятиям впоследствии приходится платить снова, нанимая и обучая других специалистов, а нередко и повторно “изобретать колесо”;
• обмен лучшим опытом, что дает миллионную экономию ежегодно;
• успешные инновационные программы — на основе сетевой работы можно создавать новые продукты и услуги гораздо быстрее, чем раньше;
• ценность интеллектуальных активов — согласно проведенным подсчетам, действительная стоимость многих американских или английских компаний на самом деле в 5-6 раз выше, чем это отражено в их финансовых документах, показывающих лишь физические активы, оборудование, здания; введение интеллектуальных активов в балансовые отчеты предприятий повышает их стоимость на рынке.
Эти и другие выгоды (улучшение обслуживания клиентов, включение их знаний в базы знаний предприятия, сокращение производственных циклов и времени принятия решений, более быстрая адаптация к изменениям рынка на основе новых маркетинговых механизмов) переводят корпоративные знания в число стратегических ресурсов. И как следствие — заключение с работниками новых договоров, способствующих созданию рынков знаний внутри предприятия.
Рынки знаний можно разбить на группы, например, в зависимости от:
• типов продуктов и услуг (публикации, консультации, права интеллектуальной собственности и пр.);
• способов “упаковки” знаний (консалтинговый проект или короткий текст, содержащий необходимый совет, ответ на специальный вопрос);
• механизмов коммуникации между покупателем и продавцом (онлайновое взаимодействие, электронная почта, телефон, сетевая работа над проектом);
• географических особенностей (локальный, региональный, интернациональный);
• целевой аудитории (профессиональные группы, специальные тематические ниши, широкая аудитория);
• степени открытости (доступность интернета, закрытая торговая площадка, интранет компании, для зарегистированных пользователей) [2].
Возрастающая роль знаний как фактора производства и их воздействие на обучение, профессиональные навыки, организацию процессов, инновационную политику приводит к необходимости говорить об менеджменте знаний как новой действительности.