В настоящее время имеются три школы управления знаниями. Одна школа считает, что управление знаниями - это, прежде всего, проблема информационных технологий. Необходимо создавать компьютерные сети и использовать программное обеспечение для работы групп. Если вы строите компьютерные сети, добавляете средства коммуникаций, обеспечивающие сотрудничество в группах, - люди будут более охотно делиться информацией и знаниями.
Вторая школа предполагает, что управление знаниями это скорее проблема организационной культуры и организации командной работы. Сильная, позитивная организационная культура ориентирована на продвижение обучения, развития, распределения навыков, ресурсов и знаний.
Третья школа продвигает развитие процессов организационного ноу-хау. Данные процессы не очень нуждаются в использовании информационных технологий [5].
Концепция менеджмента знаний опирается на следующие предпосылки:
•Огромный рост так называемых кодифицированных (систематизированных, формализованных) знаний вкупе с развитием сетевых форм работы и оцифровкой различных видов информации ведет к превращению их в товар, предмет потребления.
•Все увеличивающаяся степень аккумуляции запасов знаний способствует экономическому росту, поскольку знания — ресурс неисчерпаемый.
•Кодификация знаний приводит к конвергенции, соединению различных областей компетенции, уменьшению потерь знаний и увеличению скорости оборота запасов знаний.
•Важнейшее значение приобретают инновационные системы, использующие знания как экономический ресурс, на базе которого порождаются новые ресурсы.
•Обучение становится в центре деятельности любой организации или индивидуума, включая обучение практикой, обучение использованием, обучение общением.
•Критически важными навыками выступают инициатива, творчество, обсуждение и решение проблем, открытость к изменениям, что предполагает доверие как основу взаимоотношений.
•Переход к рынкам, основанным на знаниях, может привести некоторые традиционные рынки к банкротству.
•Управление, основанное на знаниях, настолько существенно отличается от управления, ориентированного на ресурсы, что общепринятые экономические принципы должны быть пересмотрены [2].
Цели и задачи в области «знаний» лежат на самом глубинном уровне, создавая наиболее прочный фундамент успеха компании.
Для того чтобы показать место и значение этого ресурса, рассмотрим следующую классификацию функций предприятия:
· А — первичная деятельность: изготовление конкретных изделий (например, автомобилей) или сервис (например, медицинское обслуживание);
· B — вторичная деятельность, направленная на улучшение основной функции;
· С — деятельность, направленная на совершенствование функции B.
Для большинства российских предприятий на их нынешнем этапе существования критичнее всего только деятельность группы A, отсюда и малый интерес ко всему, что связано с корпоративными знаниями. Подлинный интерес к менеджменту знаний в нашей стране возникнет тогда, когда критичными станут функции групп В и С.
Однако, по мнению многих аналитиков такое время настанет достаточно быстро. Причем этот процесс будут приближать две тенденции. С одной стороны это приход на наш рынок иностранных производителей, с другой - руководители многих «продвинутых» компаний пришли к пониманию недостаточности и узости внутреннего рынка для успешного развития и сохранения темпов роста своего бизнеса.
То, что мы сегодня называем «менеджментом знаний», появилось на свет лет пятнадцать назад как новое направление именно в менеджменте. Целью менеджмента знаний было создание руководств и методик для оптимального использования интеллектуального потенциала работников компаний. Тогда же «знания» были признаны экономической категорией, «фактором успеха», спустя некоторое время появились информационные технологии для работы с ними [3].
Знания как категория могут быть определены как понимание, осознание, знакомство с чем-либо, приобретенное через исследование, наблюдение, а также виде опыта, полученного со временем. Это интерпретация индивидуумом информации, основанная на личном опыте, навыках и способностях
Для организации знания определяются как то, что персонал знает о своих поставщиках, клиентах, продуктах, процессах, ошибках и успехах. Знания могут быть размещены в базах данных или распределены в опыте и информации о практике.
Знания накапливаются в течение всего времени существования организации и позволяют организации развивать интуицию и способности к познанию, которые ведут к лучшему пониманию бизнеса. Данный процесс можно назвать накоплением мудрости организации.
Знание удовлетворяет всем условиям стратегического актива:
Каждый сотрудник организации вносит свой вклад в организацию, основанный на личной интерпретации имеющейся информации. Групповая интерпретация и усвоение (ассимиляция) знания зависят от синергии всех участников в группе.
Кроме того, синергия отдельных групп не может быть скопирована. Таким образом, знания группы представляют отдельную компетенцию, которая незаменима.
Знание - сумма из знаний, умений и навыков работников: "знаю-что", "знаю-как", "знаю-почему".
Знание выражается в улучшении продуктов, процессов, технологий и позволяет организации оставаться конкурентоспособной и жизнеспособной. Приобретая новое знание первой, организация может вместе с этим приобрести уникальное конкурентное преимущество.
Таким образом, организационное знание является стратегическим активом. Это предполагает, что организации, желающей остаться конкурентоспособной, следует развивать механизмы приобретения необходимых знаний и распространения знаний точно, последовательно, своевременно, в необходимой форме всем, кому они нужны в организации [5].
Для системной постановки и применения менеджмента знаний должна использоваться точная бизнес-модель компании, которая на различных уровнях структурирует и формализует знание о компании и ее окружении. Технологии менеджмента знаний поддерживаются средствами бизнес-инжиниринга, концепции управления предприятием на основе построения его информационной бизнес-модели.
В ходе реализации принятой модели управления «знание должно переходить в действия»: в эффективное представление информационных ресурсов для принятия решений, и, в поддержке процессов выполнения принятых решений. Компании необходимо определять и постоянно усовершенствовать свои руководства к действию (методики, процедуры, должностные инструкции и т.д.), убеждаться, что они не ограничены в развитии и соответствуют условиям меняющейся бизнес-среды. Только такая стратегия управления знаниями и её воплощение в жизнь с помощью информационных и коммуникационных технологий обеспечивает наибольшую вероятность быть первым. Задачи менеджмента знаний: связать знания с бизнес-процессами компании, сделать знания работающими.