Школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Поэтому нужно изучать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.
Безусловно, перечисленные выше частные предметы исследования не исчерпывают всего их многообразия. По мере развития школы как социального института будут возникать новые задачи управления и будут актуализироваться новые направления исследований.
Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива лицея. В ходе планирования даются ответы на следующие вопросы: каких результатов хочет достичь школа в конце учебного года и на промежуточных этапах, кто, что и когда для этого должен будет сделать. Различия в конкретных образовательных целях и способах их достижения между школами обнаруживаются, прежде всего, в учебных планах.
Базисный учебный план общеобразовательной школы — это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение — сохранение единого образовательного пространства в России.
Учебный план, разработанный и принятый педагогическим коллективом, согласованный с местным органом управления образованием, является одним из основных документов образовательного учреждения
В структуре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты. В соответствии с Законом "Об образовании", установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции Российской Федерации, а установление национально-регионального компонента – к компетенции ее субъектов [7, c.32].
Федеральный компонент включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют русский язык (как государственный), математика, информатика, физика и астрономия, химия.
Базисный учебный план устанавливает следующие нормативы:
· продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из ступеней;
· недельная учебная нагрузка для:
– базовых образовательных областей на каждой из ступеней общего среднего образования,
– обязательных занятий по выбору учащихся, — факультативных занятий;
· максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
· итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).
Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей. Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. В результате в учебном плане лицея выделяются три основных типа учебных занятий:
· обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
· обязательные занятия по выбору учащихся;
· факультативные занятия.
В соответствии с установленным делением на ступени общего образования, базисный учебный план лицея состоит из базисных учебных планов для каждой ступени – построенных на принципе преемственности.
Для того, чтобы спроектировать учебный план, важно знать соответствующие правовые нормы, изменения в социальном заказе на образовательные услуги, особенности и интересы учащихся, педагогического коллектива, уметь их соотносить между собой, знать и понимать основное назначение МОУ СамЛИТ, результаты работы коллектива лицея за предыдущие годы и текущий по действующему плану и связанные с ним проблемы. Разработанный план должен сохранять основную трехчастную структуру базисного плана, то есть включать все три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. Он должен отражать все базисные нормативы, основные типы учебных занятий.
Индивидуальность учебного плана лицея создается за счет содержательного наполнения всех структурных компонентов и частей, особенно — вариативной части плана. Она находит свое выражение в сочетании конкретных учебных планов не только для каждой ступени обучения, но и для каждой параллели, а при дифференцированном подходе, реализованном в 10-11 классах, – для двух потоков.
Наполнение всех структурных компонентов, частей во многом зависит от правильного понимания назначения, специфики, основных характеристик базисного плана, его вариантов, от знания и понимания особенностей видов действующих учебных планов школ, от понимания, за счет чего и как может изменяться и компоноваться содержание образования по всем трем компонентам и двум основным частям, в каких пределах и за счет чего можно изменять объем учебного времени, отводимого на изучение обязательных образовательных областей.
Учебный план должен быть достаточно многообразным и гибким, чтобы обеспечить разные варианты:
· наполнения основных компонентов (федерального, национально-регионального, школьного);
· сочетания этих компонентов;
· номенклатуры предметов и/или образовательных областей;
· нагрузки по определенным предметам (углубление) и циклам (профильность);
· уровней общей нагрузки учащихся, в зависимости от их особенностей и возможности.
Выбор варианта конкретного учебного плана лицея определяется целым рядом внешних и внутренних факторов.
К числу внешних факторов относятся: возможности получения квалифицированной консультативной помощи методических служб и органов управления, возможности обеспечить реализацию инновационных учебных программ, позиция родителей, их отношение к образованию детей, позиция местных и региональных органов управления, степень реальной автономности образовательного учреждения.
Внутренними факторами выбора конкретного варианта учебного плана являются: состав учащихся, зрелость педагогического коллектива, уровень квалификации учителей, принятая миссия и профиль лицея, комплекс образовательных целей, результаты осуществляемого образовательного процесса, стиль управления образовательными процессами, наличные возможности в части ресурсного обеспечения образовательных процессов.
Разработанный учебный план любой школы должен удовлетворять следующим требованиям:
· полнота (сохранение обязательного базисного компонента содержания образования, учет региональных и национальных образовательных, социокультурных и иных потребностей);
· целостность (необходимость и достаточность компонентов, их внутренняя взаимосвязь);
· сбалансированность (рациональный баланс между федеральным, региональным и школьным компонентами, между циклами предметов, отдельными предметами, между обязательными предметами и предметами по выбору);
· преемственность между ступенями и классами (годами обучения);