Кроме того, для рассмотрения оперативных проблем создается Малый совет лицея. В него входит администрация лицея, представители педагогического коллектива и по 4 представителя родителей и учащихся из состава Совета лицея. Он занимается более частными вопросами и контролирует правильность исполнения решений Совета лицея.
Согласно Уставу лицея, из состава Совета на выборной основе может формироваться Попечительский совет. Его целью является содействие внебюджетному финансированию лицея и оказание ему организационной, консультационной, правовой и иной помощи. При отсутствии Попечительского совета вопросы его компетенции решает Совет лицея.
В лицее создана развитая система ученического самоуправления. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема – сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.
Основные органы ученического самоуправления – Ученические советы лицея и пролицея, в которые выбираются по 3 представителя от каждого класса. На них обсуждаются текущие проблемы и задачи, стоящие перед лицеем. Основное поле деятельности ученических советов – организация различных мероприятий (конференций, фестивалей, праздников, дней здоровья), ведь они проводятся именно ради учеников и их мнение при решении подобных вопросов особенно важно.
Уполномоченным органом самоуправления работников лицея является Общее собрание трудового коллектива (ОСТК) лицея. Оно созывается по мере надобности, но не реже 1 раза в год.
ОСТК считается состоявшимся, если в его работе участвует более половины сотрудников, для которых лицей является основным местом работы. Решения принимаются 2/3 голосов присутствующих на собрании работников.
К исключительной компетенции ОСТК относятся такие вопросы, как принятие правил внутреннего трудового распорядка (по представлению директора), утверждение коллективного трудового договора, принятие решений о надбавках. доплатах и премиях. При необходимости ОСТК создает, определяет численность и срок полномочий Совета трудового коллектива и Комиссии по трудовым спорам. Кроме того, ОСТК принимает решение об объявлении забастовки и выбирает орган, возглавляющий ее.
Педагогический совет – это коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников лицея. Он создается в целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, увеличения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в лицее. Педсовет действует под руководством директора и созывается им по мере необходимости, но не реже 4 раз в год. Решения Педагогического совета реализуются приказами директора.
Педсовет определяет формы и методы учебно-воспитательного процесса, выбирает варианты содержания образования в текущем году. В ведении Педагогического совета находятся также такие вопросы, как проведение контроля качества знаний (экзаменов и зачетов), состав аттестационной комиссии, перевод учащихся в следующий класс. На педсовете обсуждается и принимается календарный учебный график.
Непосредственное руководство лицеем осуществляет директор. Он является источником единоличной власти в учебном заведении.
Директор без доверенности:
· действует от имени лицея, представляет его интересы во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органов;
· открывает в банках расчетные и иные счета;
· распоряжается в установленном порядке имуществом и средствами лицея;
· заключает договоры, в том числе трудовые контракты, выдает доверенности;
· утверждает структуру и штатное расписание, график работы и расписание занятий;
· распределяет обязанности между работниками лицея, утверждает должностные инструкции;
· распределяет учебные нагрузки, устанавливает ставки и должностные оклады работников лицея в пределах фонда заработной платы и собственных средств, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством;
· распределяет надбавки и доплаты к должностным окладам, премирует работников лицея;
· издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников лицея;
· решает иные оперативные вопросы организации деятельности лицея.
Локальные акты органов самоуправления вступают в силу только после их утверждения директором лицея.
Вывод: Особенности менеджмента данной организации определяются тем, что это инновационное образовательное учреждение с развитой информационной средой. При этом размеры организации невелики. МОУ СамЛИТ обладает обширной материально-технической базой и активно привлекает внебюджетные средства. В структуре управления лицеем сочетаются развитая система самоуправления и сильная единоличная власть директора.
Менеджмент школы можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы [6, c.12].
При управлении школой необходимо ответить на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутришкольного управления являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях.
Несомненно, что центральным объектом менеджмента школы является учебно-воспитательный процесс. Как он должен осуществляться и какие его задачи, наука управления не изучает – это предмет педагогики. Но то, как должно осуществляться управление в зависимости от особенностей технологии учебно-воспитательного процесса – это уже вопрос к менеджменту школы.
Как бы хорошо не работала школа, она не может не меняться. В связи с этим, одним из важнейших объектов управления в школе является процесс ее развития. Основным средством управления деятельностью школы выступает планирование.
Как подбирать кадры, как осуществлять оценку их деятельности, как мотивировать на продуктивную работу, как формировать продуктивный психологический климат в коллективе – все эти вопросы также стоят перед исследователями внутришкольного управления.
Другая важная функция менеджмента школы – контроль. С помощью результатов, полученных в ходе контроля, определяется необходимость принятия управленческих решений, оценивается работа персонала. Кроме того, систематический контроль служит для побуждения исполнителей к продуктивной работе.