- осуществляет анализ социально-политической ситуации в муниципальных образованиях области;
- проводит анализ эффективности работы органов исполнительной власти и должностных лиц, вносит на рассмотрение Главы Администрации (Губернатора) области заключения по вопросам их деятельности.[39]
Во второй главе раскрыты понятие, сущность, содержание контроля за исполнением распорядительных документов в аппарате субъекта Российской Федерации, современные проблемы контроля исполнения и его правовая основа.
В заключение главы необходимо отметить, что в работе по организации контроля за исполнением документов еще много недостатков. Низка действенность контрольной работы, не всегда исполнители правильно реагируют на выводы и предложения проверяющих. Происходит это во многом из-за того, что до сих пор не определены роль и место контрольных органов в системе государственной власти, отсутствует единообразная для всех субъектов система (структура) контрольных органов, не обозначены четко их функции, а также вопросы процедуры и реализации результатов проверок.
Для преодоления этих недостатков необходим федеральный закон, определяющий систему контрольных органов и организацию их работы по всей вертикали исполнительной власти.
Главного контрольного управления. В органах государственной власти Ростовской области, как и во всех субъектах Российской Федерации, осуществляют свою деятельность целый ряд контролирующих органов. Это контрольно-счетная палата Ростовской области, образуемая Законодательным Собранием Ростовской области и подотчетная ему, органы прокуратуры и юстиции, контрольно-ревизионное управление и другие территориальные подразделения федеральных контрольных органов в Ростовской области. Функционируют они в специально отведенных для них рамках. Мы не будем рассматривать все эти органы, а ограничимся органами контроля за исполнением служебных документов Администрации Ростовской области.
Администрация Ростовской области в целом имеет сложную и разветвленную структуру. В составе Администрации Ростовской области функционируют департаменты, управления, комитеты и отделы. Если рассматривать структуру администрации, то сразу бросается в глаза, что это линейно-функциональная структура с большим числом уровней управления. Вся структура администрации сверху вниз пронизана контролем, где каждый вышестоящий уровень контролирует нижестоящий (приложение 2)
Кроме того, в структуре имеются особо выделенные элементы системы контроля:
- сектор контроля исполнения Указов и распоряжений Главы Администрации (Губернатора) области и постановлений и распоряжений Администрации области;
- контрольно-аналитический отдел;
- отдел инспектирования.
Основной целью подсистемы контроля исполнения нормативно-правовых актов является обеспечение эффективности управления на основе слежения за сроками, объёмами и качеством исполнения принятых управленческих решений, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.
Контрольно-аналитический отдел создается в соответствии с Положением «О Главном контрольном управлении Администрации Ростовской области» и является его структурным подразделением.
Основные задачи, выполнение которых возложено на контрольно-аналитический отдел в соответствии с Положением «О контрольно-аналитическом отделе Главного контрольного управления Администрации Ростовской области»:
- контроль и анализ исполнения органами исполнительной власти Ростовской области, структурными подразделениями аппарата Администрации области, организациями и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, областных законов, постановлений и распоряжений, а также поручений Главы Администрации (Губернатора) области;
- контроль и анализ исполнения органами местного самоуправления федеральных и областных государственных полномочий.
Исходя из определенных ранее задач, отдел выполняет следующие функции:
- осуществляет контроль и анализ исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, областных законов, постановлений и распоряжений Главы Администрации Ростовской области органами исполнительной власти Ростовской области, структурными подразделениями аппарата Администрации области, организациями и их должностными лицами на территории области;
- проводит анализ эффективности работы органов исполнительной власти и должностных лиц, готовит на рассмотрение Главы Администрации (Губернатора) области заключения по вопросам их деятельности;
- готовит по результатам анализа предложения о совершенствовании деятельности областных органов исполнительной власти;
- рассматривает обращения граждан и должностных лиц, связанные с работой органов исполнительной власти, структурных подразделений аппарата Администрации области;
- выполняет другие поручения руководства.
Выделяются различные формы контроля за исполнением распорядительных документов.
1. Система запросов предназначена для анализа хода исполнения контролируемых документов. Структурные подразделения Администрации по запросу отдела по контролю за исполнением служебных документов должны предоставить информацию об исполнении в указанные сроки в установленной форме.
2. Напоминание о приближении сроков исполнения по всем служебным документам, поставленным на контроль.
3. Представление сведений. Отдел по контролю обобщает сведения, полученные от структурных подразделений, местных администраций, о ходе исполнения распорядительных документов и представляет их руководству Администрации, а также информирует о нарушении сроков исполнения или невыполнении заданий, предусмотренных в постановлениях и распоряжениях.
4. “Час контроля“ - это особая форма контроля за исполнением распорядительных документов. Он проводится в среднем один, два раза в год по исполнению наиболее важных постановлений и распоряжений, касающихся социально-экономической обстановки в крае, поставленных на контроль, когда их пункты не исполняются в данный срок. В его работе участвуют представители структурных подразделений, местных администраций, силовых ведомств, организаций и предприятий края, на которых возложена ответственность за выполнение данного распорядительного документа.
В структуру контрольно-аналитического отдела входит сектор контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации области и целевых программ контрольно-аналитического отдела Главного контрольного управления Администрации Ростовской области.
На наш взгляд, создание отдельного структурного подразделения, деятельность которого направлена на осуществление контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации области, говорит о высоком приоритете данного направления деятельности.
Основной задачей сектора контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации области и целевых программ контрольно-аналитического отдела согласно Положению «О секторе контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации области и целевых программ контрольно-аналитического отдела Главного контрольного управления Администрации Ростовской области» является контроль исполнения органами исполнительной власти, структурными подразделениями аппарата Администрации Ростовской области, организациями и их должностными лицами постановлений и распоряжений Главы Администрации (Губернатора) области.