Рис. 1.1. Современная информационная система организации.
Существенно изменяются и средства коммуникации, не считая обмена сообщениями через сеть микропроцессоров. Особое значение приобретает система телекоммуникаций, которая дает возможность проведения заочных совещаний, видеоконференций, телемостов и т.п. (участники которых могут находиться в разных частях света), оперативной передачи информации. Соответственно меняются методы и техника коммуникационных отношений руководителей с подчиненными и вышестоящими органами управления.
Автоматизированный офис предъявляет новые требования к деловым качествам руководителей, среди которых – умение и навыки пользоваться сложной техникой управления, определять стратегию развития системы, руководить коллективом, мотивировать и направлять его деятельность в конструктивное русло, а также разрешать конфликты, оперативно реагировать на возникновение проблемных ситуаций, четко обосновывать принятые решения, своевременно доводить их до исполнителей.
«При обучении кадров большое внимание в настоящее время уделяется так называемым корпоративным системам, т.е. комплексным информационным системам управления предприятиями. Находясь на своем рабочем месте, управляющие получают необходимую информацию по новым изделиям, производству, поставкам, финансам, экономике и др. появление персональных компьютеров, которые могут быть подключены к другим ЭВМ, значительно расширило возможности использования баз данных конкретными пользователями для оперативного получения необходимой информации из больших ее массивов. Персональная ЭВМ дает возможность получать сопоставимые данные, отслеживать динамику изменения показателей, в том числе и графическом виде». [5
Анализируя развитие информационных сетей, становится понятно, что темпы развития происходят в геометрической прогрессии. Например, только в 70-х годах прошлого века компьютеры впервые стали использоваться в управлении организациями через терминалы, соединенными телефонными линиями с центральным компьютером. В 1980 - 1990-е годы цены на компьютеры постепенно снижались за счет быстрого развития микроэлектроники. Размеры также сокращались и появилась реальная возможность использовать их не только в каждом офисе, но и на каждом рабочем месте. Наряду с удешевлением компьютерной техники она становится более многофункциональной, мощной и эффективной.
Появление современного компьютера привело к дальнейшему изменению технического оснащения аппарата управления и рождению его нового типа - «электронного офиса», отличительной чертой перехода к которому является получение возможности использовать технику для обработки содержания информации.
Компьютер (в отличие от телефона, факсимильного аппарата, копировальной машины) меняет содержание поступающей в него информации в соответствии с программой. Это может трансформировать некоторые из видов деятельности, практических навыков и методов работников офиса любого уровня. В целом структура потоков информации и механизмов ее переработки анализа представлена на рис. 1.2.
Рис. 1.2 Типичная организация «электронного офиса».
Благодаря разнообразным информационным потокам каждое предприятие имеет возможность мгновенно узнавать о состоянии спроса и предложения, о других параметрах хозяйственной деятельности, ориентироваться на различных рынках (труда, сырья) и т.п. Таким образом, производство экономит расходы на персонал, занятый в промежуточных звеньях, складирования и т.д. Компьютеры, информационные сети, системы связи непосредственно влияют на протекание и интеграцию производственных, обслуживающих и технологических процессов в подразделениях предприятия и повышения конкурентоспособности.
Информационными сетями создаются реальные предпосылки для формирования целого ряда новых принципов управления в соответствии с изменениями внешней и внутренней сред предприятия. Например:
- возникновения равноправия между начальником и подчиненным;
- по возможности обеспечить всем сотрудникам иметь доступ к любой информации предприятия;
- разделение труда с образованием команд, работающих над определенным проектом, либо с определенным заказчиком или классом клиентов;
- целостность предприятия поддерживается за счет создания сети команд;
- работа ведется в реальном времени, параллельно в нескольких направлениях в интерактивно-коммуникационном виде;
- создаются технико-организационные условия для формирования удаленных звеньев, члены которых могут находиться в различных географических точках планеты.
По данным, которые приводит Мильнер Б. З. в соответствии с федеральной целевой программой «Электронная Россия» число компьютеров и объем информационного сервиса в стране к 2010 году вырастет в 5-6 раз. Число пользователей сети Интернет в России в 2000 году составляло 2.5 миллиона человек; по оценке специалистов к 2010 году достигнет 26.1 млн. человек. Плотность пользователей Интернета на 100 жителей в 2000 году составила 1.7%; по прогнозу к 2010 году составит до 17.9%.[5]
«В ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в Интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, прогнозирует замминистра информтехнологий и связи Дмитрий Милованцев. Если в 2004 г. объем Интернет-рынка составлял 30,7 млрд. руб., то в 2005 г. – уже 38, 5 млрд. руб., указывает он. В 2006 г. эта цифра достигнет, по оценке министерства, 48,5 млрд. руб., а в 2008 г. – 74,6 млрд. руб., причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа (ADSL- примеч. автора)». [3]
Использование информационных технологий, сети Интернет и всех видов сетевой организации, большого числа компьютерных программ не только не позволяет оперативно получать информацию и принимать управленческие решения, но и вызывает множество коренных организационных изменений, выражающихся в сокращении бюрократического аппарата, пересмотре традиционных взглядов на роль и механизм эффективной связи корпораций, открытии безграничных возможностей финансовых рынков, инвестировании, интеграции персонала. С Интернетом связаны диффузионизм знаний, их доступность в любой точке планеты, увеличение темпов роста производительности физического и умственного труда. Экономический и управленческий потенциал организации во все большей степени зависит от способности управляющих контролировать информацию, манипулировать ею, защищать ее и нацеливать ресурсы персонала в конструктивное русло.
С развитием информационных технологий и расширением сферы использования сети Интернет растет влияние на управление компаниями благодаря появлению новых возможностей для привлечения и сбора денежных средств, распространения информации об опыте управления, методах принятия решений и т.п. мало того, Интернет ведет к глобальной финансовой трансформации (существенно снижается стоимость сбережений и заимствований; инвестиционный капитал дешевеет по мере получения людьми прямого доступа к рынкам; эффективно продвигаются заемщики и инвесторы на глобальные рынки). Скорость финансовых потоков увеличивается, меняются рынки капиталов, вся финансовая система становится более «понятной».