Электронный бизнес – абсолютно другая форма деловых отношений, оказала серьезное воздействие на внутреннюю организацию и методы деятельности фирмы. Фирмы стали широко применять делегирование отдельных функций и даже частей бизнес-процесса сторонним организациям и лицам, более компетентным в отдельных вопросах, чем они сами. Во многих развитых странах из центрального офиса осуществляется контроль за множеством мелких предприятий, разбросанных по всему миру, тем самым, создавая гибкую производственно-сбытовую сеть, используя возможности глобальной сети – электронную почту, телеконференцию и другие возможности.
Ахиллесова пята информационной безопасности множества организаций – компьютер, с использованием которого злоумышленники, имея доступ в глобальную сеть Интернет, совершают хулиганские, а чаще всего преступные действия, связанные с уничтожением, несанкционированным съемом с целью реализации или другими побуждениями информации и многое другое.
Угрозы, исходящие из различных источников, будучи неподконтрольными со стороны предприятия, могут оказывать дестабилизирующее воздействие на его деятельность. Например, бездействие в сфере защиты информации может привести к нарушению коммерческих интересов организации, вплоть до нанесения ему невосполнимых экономических потерь; снижения деловой активности или способности организации выступать в качестве конкурирующей стороны на товарных рынках; лишение предприятия научно-технического приоритета в соответствующих областях его деятельности; потеря деловой репутации и т.д.
Защита информации – это защищенность информационных систем, информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности от внешних и внутренних угроз, затрудняющих эффективное использование информации и, в некоторых случаях приводящих к экономическому ущербу.
Выживаемость организации прямопропорционально зависит от качества защиты ее конфиденциальной информации. Поэтому руководство организации должно всеми силами противостоять различного рода угрозам, производить анализ риска организации.
Выживаемость организации с экономической точки зрения можно определить как финансовую устойчивость, т.е. состояние счетов организации, гарантирующее ее постоянную платежеспособность. Кризисное финансовое состояние означает вероятность банкротства организации.
Цель анализа риска состоит в выборе такой политики предприятия, которая позволит ему построить и реализовать оптимальный вариант собственной службы безопасности, т.е. обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности.
В государственных структурах эти функции выполняют специальные службы. В области защиты информации, например, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ (ГТК), ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), ФСБ и т.д. В США – Совет по защите важнейших объектов инфраструктур, ФБР.
Организация, чтобы защитить свою конфиденциальную информацию должна иметь либо собственную службу безопасности или пользоваться услугами других предприятий, оказывающих безопасность различных видов деятельности; организация не должна экономить на технических средствах обнаружения и противодействия подслушивания, защиты технических средств обработки информации, коммуникаций и безопасности виртуального пространства. В противном случае организация рискует получить материальный, крупный материальный ущерб, вплоть до состояния банкротства.
«По оценкам экспертов, в странах «семерки» средний ущерб от одного компьютерного преступления (значительную часть их составляют злоупотребления в кредитно-финансовой сфере) достигает $450 тыс., а ежегодные потери в США и Западной Европе – соответственно $100 млрд. и $35 млрд. Несут убытки и российские коммерческие структуры, недооценивающие вопросы компьютерной (информационной) безопасности». [4]
Вышеприведенные факты должны заставить задуматься руководство организаций в отношении всех аспектов противодействия угрозам информационной безопасности. Необходимо выделять необходимые денежные средства на обеспечение защиты телекоммуникаций, инженерных сетей; следить за выполнением своих обязанностей подчиненными (нередко они сами становятся авторами опасных деяний), привлекать в качестве специалистов по информационной защите организации только проверенных лиц; поддерживать заработную плату сотрудникам службы безопасности на достойном уровне (во избежание перехода сотрудников в организации конкурентов). Это далеко не полный список рекомендаций, которые могли бы уменьшить вероятность угроз, но, к сожалению, не упразднить их. На протяжении всей истории одни тратили свою жизнь, силы и интеллект на создание новой техники, а другие – на противоправное их использование. Не стал исключением и компьютер.
В заключение хотелось бы отметить, что цель курсовой работы, сформулированной во введении, выполнена: объектом анализа в данной курсовой работе выступает экономическая оценка ущерба реализации угроз информационной безопасности (анализ риска) на примере Альфа-банка; в работе представлен графический материал в виде рисунков и таблиц, а также приведены статистические данные, иллюстрирующие проблематику темы курсовой работы; работа выполнена в полном соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовых работ.
Данная курсовая работа при осуществлении практических задач управления может помочь ее автору при составлении специальных инструкций для персонала, имеющих отношение к конфиденциальной информации организации, а также при проведении первичного анализа риска организации, определения различного рода угроз информационной безопасности и способов их минимизации или предотвращения.
Приложение 1
Табл. 1
Интерес руководителей к деловой информации
№ п/п | Деловая информация |
№ п/п | Деловая информация |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | Надежность деловых партнеров Источники деловой информации Цены, ценообразование Хозяйственные договоры и споры, арбитраж Банки Инвестиционные компании Внешнеэкономическая деятельность Состояние кредитного рынка Состояние фондового рынка, рынка ценных бумаг Предприятия, фирмы (адреса, показатели работы) Состояние рынка недвижимости | 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Коммерческое предложение Состояние товарного рынка, рынка услуг Иностранное участие в российской экономике Законодательство Выставки и ярмарки Предпринимательские объединения, ассоциации Результаты маркетинговых исследований Причины преобразований, санаций, ликвидации фирм Рекламные агентства Аудиторские фирмы Страховые компании, пенсионные фонды |