рефераты по менеджменту

Управление предприятиями в сфере услуг в условиях приватизации

Страница
5

о кооперативах 1987 г., а затем «Закон о кооперативах в СССР» 1988 г. Закон РСФСР

«О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятый в конце 1989 г., предоставил трудовому коллективу государственного предприятия право создавать товарищества, брать в аренду и выкупать собственность предприятия. «Арендные» и «коллективные» предприятия, по сути не отличались от уже скомпрометировавших себя «кооперативов». В ходе последовавшей с 1992 г. «легальной» приватизации эти модифицированные кооперативы в форме арендных и коллективных предприятий заменяются универсальными акционерными обществами.

Легальная приватизация. Ее эволюция - от обширной и бесплатной «массовой» к подорожавшей и малодоступной «по индивидуальным проектам». Концепция легальной

- 8 -

массовой приватизации государственной собственности предусматривала два этапа: чековый (ваучерный) и денежный. Ваучерная приватизация была начата с июня 1992 г.

и продолжалась до 1 июля 1994 г. Приватизационный чек (ваучер) представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой государственной собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации. В «Законе о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (1991 г.) приватизация рассматривается не просто как переход от одной формы собственности к другой, а как создание нового носителя отношений собственности. Поэтому широкомасштабная приватизация явилась инициированным сверху созданием класса частных собственников, без которого переход к рыночной экономике был невозможен. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.

Главным результатом первого этапа приватизации явилось начало крупномасштабного процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, устранение монополии государства и формирование основ многоукладной экономики, в том числе за счет форсированного увеличения числа мелких и мельчайших предприятий. В России ваучерный этап приватизации явился эффективным средством разрушения существующей социально-экономической системы, который изначально не мог сопровождаться повышением эффективности функционирования экономики. Принципиальным недостатком этого этапа является то, что главной задачей в инициированном сверху широкомасштабном приватизационном процессе ставилось побыстрее перевести государственную форму собственности в частную и создание класса частных собственников вообще, а не формирование нового социального слоя эффективных предпринимателей. Устранить недостатки ваучерной приватизации должен был новый второй этап реформы собственности в России: денежная приватизация, то есть платная приватизация. Главной ее целью являлось обеспечение перехода прав собственности

на государственное имущество, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки реально ответственных эффективных собственников и предпринимателей. Важнейшими стратегическими задачами этого начавшегося денежного этапа приватизации были:

- привлечение внешних инвесторов для долгосрочных инвестиций;

- обеспечение предприятий средствами для технического перевооружения;

- пополнение доходной части государственного бюджета.

Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации значительно повысит поступления не только в бюджеты всех уровней государственной власти, но и в бюджеты предприятий, однако заметных изменений не произошло.

С апреля 1997 г. в России начался новый третий этап «легальной» приватизации -

по индивидуальным проектам и утвержденному списку. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997 г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной даже для крупнейших отечественных финансовых группировок. Финансовый и политический кризис августа 1998 г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией, приватизационные сделки не принесли весомого дохода в бюджет.

В современных условиях в соответствии с Федеральным законом №178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» изменены порядок принятия решений о приватизации, расширены права Правительства РФ, приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета проводятся после тщательной предпродажной подготовки.

Понятие, планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических или юридических лиц. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества основываются на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.

Планирование и порядок приватизации государственного и муниципального имущества. Правительство Российской Федерации ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (нормативная цена) - минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке государственного или муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту