рефераты по менеджменту

Управление предприятиями в сфере услуг в условиях приватизации

Страница
4

Прочие деловые услуги охватывают различные виды международных услуг, не рассмотренные в выше изложенных категориях. Сюда относятся: перепродажа товаров за границей (оптовая, розничная); техническое обслуживание и ремонт товаров (например, автомобилей и т.п.), предметов личного пользования и бытовых товаров; операционный лизинг (аренда) машин, оборудования, транспортных средств, предметов личного пользования, и бытовых товаров и т.д.; юридические, бухгалтерские услуги, консультационные услуги в области управления и услуги по связям с общественностью; реклама, изучение рынка, опросы общественного мнения; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; услуги в области архитектуры, инженерных работ и прочие услуги технического характера; услуги в области сельского хозяйства, добывающей промышленности и переработки на местах; прочие деловые профессиональные и технические услуги.

Виды и специфика платных услуг населению

Платное обслуживание населения. Рыночные преобразования в сфере услуг сопровождаются переходом ряда традиционно бесплатных услуг в разряд оплачиваемых или с точки зрения макроэкономической терминологии - нерыночных услуг в рыночные. Это явление распространено в сфере здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства, жилищно-коммунального хозяйства. Платные услуги населению представляют из себя полезные результаты деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающие издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль. Платные услуги населению могут предоставлять (оказывать) предприятия (организации) всех организационно-правовых форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица). Выделяются следующие основные виды платных услуг населению:

- бытовые услуги, в объем которых включается стоимость всех выполненных по

индивидуальным заказам граждан. Это такие виды услуг как ремонт и пошив обуви,

техобслуживание и ремонт автомобилей, химическая чистка и услуги бань и саун,

услуги парикмахерских и салонов красоты, услуги предприятий по различным видам

проката, ритуальные услуги и т.д.

- услуги пассажирского транспорта, в которую включается сумма доходов от перевозок.

Это перевозка пассажиров при поездке на транспорте общего пользования, перевозка

багажа и грузов населения на разных видах транспорта, перевозка пассажиров

маршрутными и легковыми такси и т.д.

- услуги связи, где включается плата населения за пересылку писем, бандеролей,

денежных переводов, посылок, отправку телеграмм, услуги электронной связи,

пользование кабельным телевидением и т.д.

- жилищные услуги, это размер платы граждан за жилье, фактический размер платы

населения за проживание в общежитиях, гостиницах и т.д.

- коммунальные услуги, куда включается размер платы населения за электроэнергию,

центральное отопление, водоснабжение, услуги по вывозке мусора, уборке территорий.

- услуги учреждений культуры, это оплата населением входных билетов на

демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, спектаклей, концертов, цирковых

представлений, посещения музеев, выставок, пользования аттракционами и игровыми

автоматами, это оплата входных билетов в зоопарки и т.д.

- услуги физической культуры и спорта, куда включаются стоимость билетов на

спортивные соревнования, культурно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые

встречи, это оплата абонементов и разовых билетов на занятия физкультурой и спортом

в спортшколах, фитнес клубах, плавательных бассейнах и т.д.

- медицинские услуги, куда включаются суммы, полученные от населения за различные

виды медицинской помощи и санитарного обслуживания учреждениями

здравоохранения всех форм собственности, их подразделениями и т.д.

- санаторно-оздоровительные услуги, куда включаются цена путевки (это и путевки

в детский оздоровительный лагерь) в санаторно-курортные и оздоровительные

учреждения и т.д.

- ветеринарные услуги, это услуги по лечению домашних животных в ветеринарных

лечебницах и на дому, вакцинация, выезд скорой помощи и ветеринара на дом и т.д.

- услуги правового характера, где включаются услуги, оказываемые органами

нотариата, услуги оказываемые юристами и адвокатурой и т.д.

- услуги банков, куда включается размер платы населения за услуги,

оказываемые банковскими учреждениями.

- услуги в системе образования, куда включаются размер фактической

платы родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях, услуги

платных курсов по подготовке в высшие учебные заведения, по обучению

иностранным языкам, вождению автомобиля и т.д.

- услуги торговли и общественного питания, куда включается размер

платы населения за услуги, оказываемые данными учреждениями.

Приватизация в переходной экономике России

В России в процессе сокращения масштабов государственной собственности можно выделить две стадии: «скрытую» и «легальную» приватизацию, каждая из которых включает несколько этапов.

Скрытая приватизация существовала в период с 1987 г. по 1992 г., когда сам термин «приватизация» политическими лидерами еще не произносился. Это по существу стихийная (спонтанная) приватизация. До 1987 г. государственное предприятие

признавалось лишь субъектом хозяйствования, субъектом же собственности оставалось государство. Но в Законе СССР «О государственном предприятии (объединении)», принятый в 1987 г., появилась новая норма, кардинально изменившая положение и возможности администрации: «На государственном предприятии трудовой коллектив, используя как хозяин общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника . Трудовой коллектив, являясь полноправным хозяином на предприятии, самостоятельно решает все вопросы производственного и социального развития». Слова

о роли трудового коллектива являлись риторикой, идеологическим прикрытием тех возможностей, которые открывал этот Закон перед администрацией предприятий, роль которой резко возрастала. С принятием данного Закона предприятиям разрешалось реализовывать свою продукцию не только по централизованно устанавливаемым ценам, но и по договорным ценам, а также ценам, устанавливаемым предприятиями самостоятельно. Впервые за государственным социалистическим предприятием было закреплено право владения. Отныне оно могло передавать другим предприятиям и организациям, продавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если они изношены или морально устарели. Это позволяло администрации предприятий приватизировать де-факто часть государственного имущества. Именно после этого Закона начался процесс перехода прав собственности от партийного аппарата и частично отраслевых министерств к администрации предприятий. Правовые возможности для перекачки государственной собственности в частную представили сначала Указ

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту