Рисунок 25. Динамика структуры внутренних угроз информационной безопасности
Интересно, что эти же тенденции проявляются и в военной области. Проводившаяся в феврале 2001 г. Службой генерального инспектора выборочная проверка условий эксплуатации программного обеспечения, установленного на объектах информационной инфраструктуры МО, показала, что даже в Пентагоне, где действуют жесткая дисциплина и порядок, имеют место серьезные нарушения правил информационной безопасности.
Особое внимание следует уделить охране договоров, заключаемых предприятием. Большая их часть, безусловно, относится к коммерческой тайне. Причем в определенных случаях охране подлежит не только текст договора, но и сам факт его заключения.
Разрабатывая меры по защите коммерческой тайны фирмы, необходимо экономически обосновать целесообразность засекречивания той или иной информации. В первую очередь выделяется информация, утечка которой может привести вашу фирму к банкротству. Это строго конфиденциальная (критичная) информация. В мире бизнеса, это, как правило, “ноу-хау”. К конфиденциальной информации относятся сведения о перспективах развития фирмы, ее клиентах, сроках и сумме кредитования. Огласка этих сведений, конечно же, не приведет к краху, но лишит фирму на какое-то время устойчивой прибыли. Также не подлежит огласке информация, раскрытие которой может привести к неблагоприятным последствиям. К ней относятся: номера домашних телефонов, адреса руководителей и сотрудников фирмы, текущие планы работы, информация о конфликтных ситуациях и т.п. Остальные сведения относятся к открытым, то есть доступным всем. Но следует иметь в виду, что неправильно поданная информация может помочь аналитикам из конкурирующей фирмы обнаружить ваши уязвимые места. Руководитель фирмы должен установить строгий порядок хранения первых экземпляров договоров и работы с ними. Их следует хранить в определенном месте у ответственного лица и выдавать только под расписку с письменного разрешения руководителя фирмы. На лица, ответственные за хранение договоров и работу с ними, возлагается персональная ответственность за утерю договоров или утечку информации из них. Все это необходимо потому, что деятельность коммерческих структур строится в большей степени на договорных началах, и конкурент или партнер по переговорам, обладая информацией в этой сфере, может составить довольно полную картину производственного и финансового положения фирмы. Пропажа (похищение) первых экземпляров договоров ведет к значительным затруднениям и даже невозможности доказывать те или иные положения при возникновении спора и его решении в судебном порядке. При подписании договора рекомендуется, чтобы представители сторон ставили подписи не только в конце договора, но и на каждом листе во избежание замены одного текста другим. Зачастую бумага для важных документов маркируется средствами оперативной идентификации (например, флуоресцирующими невидимыми чернилами, штемпельными красками, микрошрифтом). Нумерация документации с КТ, например – “Конфиденциально” начинается с одного нуля, четырехзначным числом – 0100 – 0999, документов этой группы с №№ 0001 – 0099, 1000 не должно быть, итого не более 900 экземпляров. “Строго конфиденциально” – начинается с двух нулей, трехзначным числом – 001 – 009 (9 экземпляров) или четырехзначным числом – 0010 – 0099 (90 экземпляров). Желательно также иметь возможность точно определить момент, когда возможная утечка КТ не повредит интересам Компании и в соответствии с этим планировать свою деятельность и маркировать документацию – например: “Строго конфиденциально особой важности – до 00:00 мин. 00.00.00г., с 00:00 мин. 00.00.00г. - Конфиденциально”. Датировка конфиденциальных документов также может производиться специальным образом – сначала двузначным числом дается год даты, потом двузначным числом дается порядковый номер недели этого года (неполным неделям в начале и в конце года также присваивается соответствующий номер) и затем дается однозначным числом день недели, например воскресенье – первый день, тогда дата 12 апреля 1961 года будет выглядеть как 61 (год) 15 (неделя) 4 (день – в данном случае среда) – 61154, а 08 марта 2004 года - 04112.
Следует отметить, что затраты зарубежных фирм на охрану своей коммерческой тайны составляют 10-15 % всех расходов на процесс производства. Поэтому наиболее расчетливые предприниматели пытаются на этом сэкономить, переложив затраты на плечи государства, путем получения госзаказов оборонного характера. Помимо прочих преимуществ, госзаказы позволяют пользоваться защитой государственных правоохранительных органов и, в первую очередь, контрразведки.
Допуская служащих фирмы к госсекретам, контрразведка с присущей ей тщательностью проверяет благонадежность каждого из них. Так, например проверка граждан США, получающих доступ к секретной информации, обычно включает:
- обязательную проверку на детекторе лжи (полиграфе). В число проверяемых включают также сотрудников служб безопасности и персонал фирм подрядчиков. Отказ от прохождения проверки на детекторе лжи влечет автоматическое лишение допуска или увольнение с работы;
- глубокое и всестороннее изучение досье кандидата на работу;
- проверка его биографических данных за последние 10 лет;
- выяснение целей и обстоятельств поездок за рубеж;
- исследование финансового положения.
В ходе проверки служащего полученные сведения сопоставляются с данными Национального банка информации о секретоносителях, где на каждого из них существует электронное досье. В нем содержатся данные предыдущих проверок, его фотография, фонограмма его голоса, сведения об изменении в его финансовом положении, о поездках за границу. Помимо проверки на благонадежность сотрудников коммерческой фирмы, получающих доступ к государственным секретам, контрразведывательные органы формируют систему безопасности фирмы, включая программу защиты, вводят в ее штат своих сотрудников.
Наша экономика находится лишь на этапе становления рыночных отношений, поэтому для коммерческих структур, не связанных с выполнением оборонных заказов, состояние защиты от промышленного шпионажа (в т.ч. от государственных органов РФ), выглядит удручающим.
Сразу же следует подумать о безопасности наиболее важных секретов, утечка которых может нанести ущерб, значительно превышающий затраты на их защиту. При этом надо установить:
- какая информация нуждается в защите (здесь рекомендуется также свериться с Указом Президента РФ от 06 марта 1997 г. №188 “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера”, Указом Президента Российской Федерации № 61 от 24 января 1998 г. “О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне”, Указом Президента Российской Федерации № 1203 от 30 ноября 1995 г. “Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне” и Указом Президента №1268 от 26.08.96 “Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется”);