Доходность каждого бизнес - подразделения, имеющего свою собственную стратегию, может быть разделена на две составные части: средний уровень доходности в данной отрасли и отклонение от этого среднего числа, относящееся к конкурентным преимуществам (или соответствующим недостаткам), которые возникают за счет стратегии, реализуемой данной фирмой в рамках своей отрасли. Оценки относительной важности, так называемых отраслевых эффектов фирмы меняется от исследования к исследованию, но во всех работах высказывается единая точка зрения, что те и другие очень важны. Широко используемый подход к анализу отраслевой доходности и конкурентного преимущества был развит Майклом Портером. Созданная им методика отраслевого анализа представляет собой систематический подход, позволяющий изучать воздействие отраслевой структуры на результаты работы фирмы. Строгая экспертиза внешней среды, в которой фирма, систематизировалась в рамках методологии отраслевого анализа. Корректно выполненный отраслевой анализ помогает установить, является ли данная отрасль привлекательной для среднего конкурента; он также способен показать различия в прибыли, получаемой в конкурентами в данной отрасли. Если смотреть шире, то можно сказать, что отраслевой анализ высвечивает «конкурентный пейзаж» таким образом, чтобы помочь сформулировать эффективные стратегии.
Развивая отраслевую организационную экономику, Портер доказал, что среднеотраслевая доходность в долгосрочном плане представляет собой функцию пяти параметров: угроза со стороны новых участников рынка, покупательная способность, возможности поставщиков, интенсивность конкуренции в рамках данной отрасли и угроза замещения продукции или услуг. Портер также показал, что отраслевая структура «сильно влияет на определение конкурентных правил, равно как и стратегии, потенциально доступные данной фирме».
Данная методология чаще всего используется для оценочного прогноза средней долгосрочной доходности по отрасли.
Доходность на акционерный капитал % |
Доходность на активы % |
Доходность по отношению к продажам % | |
Лекарство |
21,4 |
11,8 |
13,1 |
Типография и издательство |
15,5 |
7,1 |
5,5 |
Продовольственные и родственнее товары |
15,2 |
6,6 |
3,9 |
Химикаты и родственные товары |
15,1 |
7,5 |
7,2 |
Нефть и нефтепродукты |
13,1 |
6,5 |
6,5 |
Инструменты и родственные товары |
12,9 |
7,2 |
6,9 |
Химическая индустрия и синтез |
12,9 |
6,2 |
6,1 |
Бумага и родственные изделия |
12,9 |
6,0 |
5,1 |
Самолеты, управляемые ракеты |
12,4 |
4,1 |
3,7 |
Готовые металлические изделия |
12,3 |
5,7 |
3,7 |
Автомашины и оборудования |
11,6 |
5,6 |
3,7 |
Резиновые и пластмассовые изделия |
11,6 |
5,1 |
3,4 |
Электрическое и электронное оборудование |
11,5 |
5,4 |
4,4 |
Машины, кроме электрических |
11,1 |
5,8 |
3,4 |
Таблица 1.1 Доходность в производственном секторе.
Как видно из таблицы 1.1, этот показатель может сильно меняться в зависимости от отрасли. Значительное число исследований свидетельствует, что потенциальная прибыль по отрасли ограничена основными условиями, которые в значительной степени можно считать внешними, например ценовой эластичностью спроса и технологией производства. Самое популярное из приложений этих идей - структура «пяти сил» Майкла Портера, применяемая для оценки средней доходности по отрасли (см. рис 1.1)
|
|
|