Шестой этап. Введение в анализ разрушительных событий.
Разрушительное событие - это внезапно слоившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции,
Разрушительные события могут иметь как отрицательный характер (наводнения, землетрясения, аварии атомных реакторов и т.д.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения между бывшими противниками и т.д.),
Из возможных разрушительных событий нужно выделить те, которые способны оказать наиболее сильное воздействие, и учесть их при составлении сценариев (например,на состояние рождаемости в регионе могут повлиять, во-первых, авария на атомной станции. во-вторых, вероятность локального конфликта, в-третьих, открытие нового месторождения полезных ископаемых. Однако реальное воздействие возможно только первого из событий).
Седьмой этап. Установление последствий. На этом этапе сопоставляются стратегические проблемы фирмы (например, возможность роста за счет более широкого освоения рынка) и выбранные варианты развития среды. Определяются характер и степень воздействия тех или иных вариантов развития на стратегические области действий фирмы.
Восьмой этап. Принятие мер.
В узком смысле этот этап уже не относится к анализу. Однако он естественно вытекает из предыдущих этапов.
Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (трения) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Другими словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.
Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта. Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.
Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются метод скользящего среднего и метод экспоненциального сглаживания.
Метод скользящего среднего. Метод исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за последние три месяца.
Например, если объем продаж составил:
> в марте - 270 единиц
> в апреле - 260 единиц
> в мае - 290 единиц. то
Прогноз продаж на июнь = Скользящая средняя = (270+290+280)/3 =277
Если реальный показатель продаж за июнь составил 280 единиц, то прогноз продаж на июль уже будет равен:
(260+290+280)/3 = 277 и так далее.
Метод экспоненциального сглаживания. Метод экспоненциального сглаживания представляет прогноз показателя на будущий период в видесуммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов,
Представим, что составляется прогноз продаж на следующий месяц.Тогда:
Ft+1 = aXt + (l-a)Ft,
где Ft+1 - прогноз продаж на месяц t+1;
Xt - продажи в месяце t (фактические данные);
Ft - прогноз продаж на месяц t;
а - специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.
Рассмотрим прогнозирование продаж методом экспоненциального сглаживания на конкретном примере. Предположим, что а =0,3.
Тогда, используя формулу экспоненциального сглаживания, можно заполнить графу "Прогноз продаж" в таблице 23 при условии что известны фактические данные о продажах.
Так, если продажи в январе составили 50 единиц, а прогноз на январь был равен 65 единицам, то прогноз на февраль = 0,3 х продажи в январе + 0,7 х прогноз на январъ = 0,3х50+0,7х0,65=61.
Таблица 2.3.1.
Месяц |
Фактические Продажи |
Прогноз продаж |
январь | 50 | 65 |
февраль | 68 | 61 |
март | 47 | 63 |
апрель | 39 | 56 |
май | 55 | 46 |
июнь | 64 | 51 |
июль | 70 | 57 |
август | 75 | 62 |
сентябрь | 80 | 67 |
октябрь | 72 | 69 |
ноябрь | 67 | 68 |
декабрь | 75 | 80 |
январь | 58 | 66 |
февраль | 62 | 65 |
Как видноиз таблицы, кривая прогнозов представляет собой сглаженную тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.