рефераты по менеджменту

Прогноз деловой среды на предприятии

Страница
1

Прогноз и его роль в деятельности фирмы.

Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серь­езные различия,

Известный отечественный футурологИ.Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание.

Предсказание, к которому относится прогнозирование, предпо­лагаетописание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств,

В широком планекак научное прогнозирование,так и пред­чувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы".

Предуказание, включающее в себя планирование и его элемен­ты - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии пред­сказания,на учете всех критических аспектов будущего,

Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирова­ние, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой -является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:

1. применяетсяна этапе анализа среды и определения пред­посылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);

2. осуществляетсяна стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздей­ствий на ликвидацию отклонений.

По своему составу прогнозированиешире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и раз­нообразные данные о еевнешней среде.

Типы прогнозирования.

Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования.

1. Прогнозирование, основанное натворческом видении бу­дущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуи­цию. Часто прогнозы такого рода имеют формы "утопий"или"антиутопий" - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотряна кажущуюся отдаленность от мира экономики, подоб­ные произведения являются хорошим дополнением к сухому, коли­чественному прогнозу. Недаром для обоснования своих идей неко­торые известные отечественные экономисты использовали не толь­ко научные теории, но и литературные утопии (см. "Красную Звезду", "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянова).

Прогнозирование, основанноена творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих ре­зультатов ее деятельности.

2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогно­зирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и по­степенно проникает в будущее.

Поисковое прогнозирование может быть двух видов:

• традиционным, или экстраполятивным;

• новаторским - альтернативным.

Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому про­гноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.

Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку про­шлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.

Таким образом, главное предположение зкстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.

Несмотря на возникновение альтернативного подхода, Экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирова­ния,

Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:

• развитие фирмы происходит не только гладко и непрерыв­но, но и скачкообразно и прерывисто;

• существует определенное число вариантов будущего разви­тия фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы ).

Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особогосценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозированиеможет объединять в единой логи­ке два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая син­тетическую картину будущего.

Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования.

В целом поисковое прогнозирование опирается какна количе­ственные, так и качественные методы.

Нормативное прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период време­ни, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.

Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для нормативного подхода характерно поэтому преимущест­венное применение качественных методов исследования

Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.

Виды прогнозов.

Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графическойили другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и еесреды в будущий период времени

Виды прогнозов можноклассифицировать по нескольким при­знакам.

Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их времен­ного охвата. Различная длительность прогнозов определяется су­ществованием различных горизонтов планирования: от кратко­срочного до долгосрочного.

Существуют прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.

Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составле­нии годичных планов.

Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспек­тивными.

Во-вторых, прогнозы делятся потипам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.

В-третьих, в связис возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные,

Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту