рефераты по менеджменту

Прогноз деловой среды на предприятии

Страница
6

Для того чтобы результаты финансовых прогнозов были надежными, они должны быть основаны на точных данных, в первую очередь — данных бухгалтерского учета, и получены Методами финансового анализа. Прогнозирование, в том числе финансовое, позволяет в некоторой (нередко весьма значитель­ной) степени улучшить управление предприятием вследствие координации всех факторов производства и сбыта, взаимосвязи деятельности всех подразделений, распределений ответственности и т.п.

Понятия «прогноз» и «смета», часто рассматриваемые как синонимы, таковыми не являются.

Прогноз есть предварительная оценка (предсказание), которая может лечь в основу программы деятельности и обрести форму сметы, бизнес-плана, а может — и нет. Прогноз принимает форму сметы только в том случае, если руководство предприятия выбирает его в качестве цели развития (ближайшей или перспективной).

Финансовая смета, представляющая собой часть биз­нес-плана, включает, как правило, смету движения денежных средств, кассовую смету, прогнозный отчет о финансовых ре­зультатах, прогнозный баланс, прогноз инвестиций. Составле­нию финансовой сметы обычно предшествует выявление основ­ных факторов, определяющих масштабы деятельности пред­приятия. Для многих предприятий таким фактором является рыночный платежеспособный спрос на выпускаемую продук­цию, реализуемые товары.

Если рыночный спрос превышает возможности производ­ства вследствие дефицита материальных ресурсов или обору­дования, отсутствия персонала требуемой квалификации, ис­ходным пунктом составления сметы являются производствен­ные мощности.

Однако в большинстве случаев отправной точкой состав­ления финансовой сметы выступает прогноз объема реализа­ции. Для отечественной практики данный подход, несмотря на его кажущуюся очевидность, относительно нов. В течение длительного периода у нас господствовала концепция произ­водства, а не сбыта. Именно объемные показатели «произве­денной» продукции (валовой, нормативно-чистой, товарной) рассматривались в качестве оценочных в «дорыночный» пе­риод. Соответственно этому строилась методология анализа финансово-хозяйственной деятельности, направленная в пер­вую очередь на выявление резервов роста выпуска продукции.

Одной из основных задач финансового прогнозирования является оценка достаточности денежных средств на предсто­ящий период, которую хотелось бы рассмотреть подробнее.

Прогнозирование изменения денежных средств предприятия.

Изменение денежных средств за некоторый период опре­деляется финансовыми потоками, представляющими собой, с одной стороны, поступления, с другой — платежи постав­щикам, работникам, бюджету, органам социального страхова­ния и обеспечения и т.д., поэтому необходимо заранее вы­явить ожидаемый дефицит средств и принять меры для его покрытия.

Поскольку основной статьей притока денежных средств являются поступления от дебиторов, рассмотрим порядок расчета данного показателя. Для наглядности воспользуемся информацией о предприятии, деятельность которого по итогам истекшего периода характеризовалась следующими данными:

дебиторская задолженность, руб. 357 320

средний период погашения дебиторской задолженности, дней 45

кредиторская задолженность поставщикам, руб. 204 280

средний период погашения кредиторской задолженности, дней 31, 5

производственные запасы, руб. 242 600

средний период хранения запасов, дней 49

Предприятие выпускает четыре основных вида продукции. сумма поступлений денежных средств находится в непосред­ственной зависимости от прогноза объема реализации (отгрузки), а также от состояния дебиторской задолженности.

Прогноз объема реализации является результатом изучения таких факторов, как: прошлый объем продаж; рыночная конъюнктура и ее возможное изменение; общая экономическая ситуация; доходность продукции; ценовая политика; производственные мощности; долгосрочные тенденции продаж различных видов продукции и др.

Методы прогнозирования продаж.

В практике различных предприятий используются разные методы прогнозирования продаж. В их числе можно выделить следующие:

эмпирическое прогнозирование — оно использует опыт знания маркетологов, финансовых, производственных руко­водителей и, как правило, обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым способом, однако практически Исключает персональную ответственность за сделанный прогноз и принятую финансовую смету;

статистическое прогнозирование — исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации или использование более сложных методов, например корреляционного анализа; это может делать прогноз более надежным, но способно и привести к серьезным просчетам, поскольку результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных.

Прогнозирование дебиторской задолженности.

Для анализа дебиторской задолженности необходимо при­влечь данные о сроках ее погашения, сложившихся в про­шедших периодах, о наличии маловероятной ко взысканию и нереальной задолженности. Замедление оборачиваемости де­биторской задолженности влечет за собой сокращение прито­ка денежных средств.

В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и изменением остатков дебиторской задолженнос­ти существует следующая зависимость:

Сумма поступлений = Объем реализации + + Дебиторская задолженность на начало периода -- Дебиторская задолженность на конец периода.

Предположим, отделом сбыта подготовлен прогноз продаж

на предстоящий период — месяц .

Таблица Прогноз продаж

Вид продукции

Объем реализации, шт.

Текущая продажная цена, руб.

Объем реализации в текущих ценах, руб.

Объем реализации с учетом поправки на инфляцию,

руб.

А

2305

26,4

56 547

64402

Б

1730

32,0

55360

60896

В

1920

32,4

62 208

68429

Г

1152

38,5

44352

48787

Итого

   

220 467

242 514

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту