Под аудиторским риском понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения, в случае когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.
Алибеков Ш.И. [52] указывает, что существует два основных метода оценки аудиторского риска:
1. Оценочный (интуитивный) метод заключается в том, что аудиторы исходя из своего опыта и знания клиента, бесед с сотрудниками администрации определяют аудиторский риск на основании отчетности в челом и отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита. Данный метод наиболее широко применяется российскими аудиторами.
2. Количественный (расчетный) метод предполагает количественный расчет различных факторных моделей аудиторского риска.
Аудиторский риск (АР) включает три основные части:
· неотъемлимый риск (НР), означает подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета искажениям, которые могут быть существенными при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля;
· риск средств контроля (РСК), означает риск того, что искажения, которые могут иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета не будут своевременно предотвращены или обнаружены и исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
· риск необнаружения (РН), означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажения остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета.
Таким образом, чтобы определить риск аудитора необходимо найти произведение трех выше перечисленных рисков:
АР = НР * РСК * РН
Эксперт журнала «Главбух» Митюкова А.С. [56] говорит, что аудит бухгалтерской отчетности всегда связан не только с аудиторским, но и с предпринимательским рискями. По ее словам предпринимательский риск означает, что аудиторская организация может полностью или частично не получить оплату за выполненную работу независимо от ее результата из-за конфликта с клиентом, или к ней могут быть применены штрафные санкции. Он определяется рядом факторов: конкурентоспособностью аудиторской организации, финансовым состоянием клиента, характером операций клиента, компетентностью администрации и учетного персонала и другими. К финансовым потерям в виде штрафов, а также к подрыву деловой репутации может привести и выдача необоснованного аудиторского заключения.
Следующим этапом планирования является составление плана и программы аудита.
Общий план аудитора должен служить руководством при осуществлении аудита.
Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур. Программа служит подробной инструкцией и одновременно средством контроля качества аудита. При составлении плана и программы аудита необходимо руководствоваться стандартом «Планирование аудита» [26].
В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение по предмету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников. Таким образом все аудиторские доказательства можно разделить на три вида:
1. Внутренние – информация, полученная от экономического субъекта
2. Внешние – информация, полученная от третьей стороны
3. Смешанные – информация, полученная от экономического субъекта и подтвержденная третьей стороной.
Наибольшую ценность и достоверность представляют внешние доказательства, затем смешанные и внутренние. По степени получения наиболее достоверны доказательства, полученные самим аудитором.
Собранные доказательства отражаются в рабочих документах аудитора в виде записей об оценке внутреннего контроля, бухгалтерского учета, а также соблюдения нормативных актов. Аудиторские доказательства используются при составлении аудиторского заключения.
Собирая аудиторские доказательства можно применять следующие процедуры:
§ арифметический расчет
§ инвентаризация
§ проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций
§ подтверждение
§ запрос
§ устный опрос персонала
§ проверка документов
§ прослеживание
§ аналитические процедуры
Куприянов С.А. [55] отмечает, что среди аудиторов и тех ,кто пользуется их услугами, существует мнение, что термин «аналитические процедуры» обозначает анализ финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта. Аналитические процедуры используются при оценке достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а анализ его финансово-хозяйственной деятельности начинается уже после того, как достоверность установлена, поскольку анализировать финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта при недостоверности его бухгалтерской отчетности бессмысленно. На взгляд Куприянова подобная точка зрения ошибочна. Ведь и аналитические процедуры, и финансовый анализ хозяйственной деятельности базируются на методах экономического анализа, поэтому содержат много общих приемов. В этой связи финансовый анализ можно условно отнести к заключительным аналитическим процедурам.
В соответствии с законом №119-ФЗ [3] и стандартом «Документирование аудита» [26] аудит должен сопровождаться обязательным документированием. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией. Документация создается на всех этапах аудита. К моменту представления аудиторского заключения свя рабочая документация должна юыть создана и завершена оформлением. Документы аудитора должны иметь обязательные реквизиты:
1. Наименование документа
2. Наименование экономического субъекта
3. Период, за который проводится аудит
4. Дату выполнения аудиторской процедуры
5. Содержание
6. Подпись
В ходе проверки необходимо также изучить информацию, предоставленную руководством аудируемого лица в отношении аффилированных лиц и выполнить следующие процедуры:
- ознакомиться с аффилированными лицами;
- изучить списки акционеров с целью определения круных акционеров;
- изучить реестры акционеров;
- провести проверку информации, предоставляемой в налоговые органы.
В соответствии с ФПСАД №11 [27], допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой отчетности. Принцип предполагает, что аудируемое лицо будет продолжать свою деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения ликвидироваться. Поэтому на данном этапе необходимо проанализировать существуют ли какие-либо события, которые дают сомнение в непрерывности деятельности.