Аутсорсинг в области разработки и внедрения программного обеспечения (особенно международный) - явление относительно молодое. Если не считать отдельных исключений, то ему менее тридцати лет, а расцвет пришелся на последние 10 или даже 5-7 лет.
Если ограничить рассмотрение, то юридических форм организации таких компаний весьма много. Есть местные отделения западных фирм, в том числе центры разработок крупнейших производителей ПО и оборудования, есть независимые компании, располагающие командами разработчиков и предоставляющие их клиенту для решения его задач (как правило, такие команды выполняют не весь процесс разработки, а лишь его часть). Есть компании, которые получают от западных клиентов (не обязательно принадлежащих к IT-индустрии), конкретные заказы и справляются с ними самостоятельно.
Род деятельности софтверного аутсорсера тоже может быть разным, и включать все или некоторые из таких стадий, как: предпроектный консалтинг, бизнес-анализ, проектирование архитектуры, разработка кода и пользовательских интерфейсов, контроль качества, прототипирование, имплементация и развертывание, техническая поддержка и сопровождение и т.д. Есть компании, которые занимаются продуктами общего назначения; а есть такие, которые делают продукт, ориентированный на конкретный вертикальный рынок или даже отдельного заказчика (это часто требует наличия в штате специалистов с уникальными навыками, например в области беспроводных телекоммуникаций или численных методов). [11, стр. 20-77]
За последнее время интерес к нашим компаниям возрос. Появились достаточно крупные заказы. Рост, вероятно, продолжится и на фоне постигшей американский рынок рецессии… Впрочем, какие-то точные цифры назвать достаточно сложно.
Лидером оффшорной разработки ПО признана в мире Индия. Не так давно были опубликованы цифры по объемам ПО, сделанного на заказ в этой стране - более 4 млрд. долл. за 2004 год. За Индией тянутся другие развивающиеся страны - Тайвань, Филиппины, Индонезия, Китай. Любопытно, что в эту группу в последнее время пытается войти и Вьетнам. Вьетнамские компании много работают на Австралию, используя недавно предоставленные правительством льготы и подготовленных в СССР специалистов. А вот у Сингапура дела обстоят не очень просто. Уровень жизни там высок, и все усилия правительства пока не привели к созданию чего-то большего, чем маленькие "сэйлз-офисы" индийских, российских и прочих компаний.
Традиционно сильные аутсорсеры - Израиль и Чехия. Кстати, там многие - в недавнем прошлом - небольшие компании уже превратились в фирмы, известные на мировом рынке. В СНГ известны оффшорные компании в России, Украине, Беларуси, Казахстан и Армении.
Первая и самая главная причина такого роста - дешевизна. В Штатах программистам - даже приезжим - нужно платить гораздо больше. И, кстати, по этому параметру Москва проигрывает, например, Бомбею или Гомелю - выше накладные расходы. В провинции подешевле, но там сложнее ситуация с квалифицированным персоналом .
Есть и заметное преимущество по сравнению с вывозом людей за границу. Во-первых - не любой на это пойдет по самым разным причинам. Потом, с переездом связаны разные издержки - человеку придется адаптироваться в местную культуру, обзаводиться домом. У себя на родине программист быстрее включается в рабочий процесс. [27]
Как правило, оффшоры разрабатывают не продукты целиком, а их части. Разрабатываются самые разные вещи; например, повторно используемые Java2EE-компоненты. Конечно, в основном разрабатывают ПО для персональных компьютеров с Intel-архитектурой под Windows и Linux. Кстати, еще в давние советские времена Nokia размещала у нас заказы на ПО для своих роботов. Это был чуть ли не первый оффшорный проект в СНГ.
Среди основных игроков на рынке аутсорсинга можно выделить Vested Development. Это пример компании, которая одновременно работает на многих клиентов-разработчиков ПО, и поставляет им решения, которые затем включается в состав продуктов этих компаний.
Вероятно, самая большая реально функционирующая оффшорная софтверная компания, частично принадлежащая IBM - это IBA. Она является признанным игроком на мировом рынке JavaBeans.
Пример, присутствующий во всех публикациях - Luxoft. Эта компания входит в группу IBS, и уже это является серьезной гарантией качества и стабильности. У них есть интересные клиенты. Например, Boeing.
В числе первых возникла компания EPAm. Сейчас ее клиенты - SAP, Samsung, Halliburton, Colgate и многие другие. В ее офисах в Принстоне, Москве и Минске работает более 400 человек.
Питерская компания "Рэксофт" - пример фирмы, удачно освоившей вертикальный рынок. С одной стороны, их разработки в области телекоммуникаций гарантированно востребованы. С другой - требуют высокой квалификации и длительного обучения персонала. Это, наверное, очень способствует росту прибыли. В России "Рэксофт" известен, в основном, проектом электронного магазина "Озон".[29]
В большей или меньшей степени работать с оффшорными разработчиками пробуют все - от аэрокосмических фирм до производителей микросхем и оборудования (Intel, Motorola, Sun, NEC, Fujitsu, Samsung, Silicon Graphics).
Разумеется, в числе заказчиков много относительно небольших, но агрессивных компаний, продвигающих на американском и мировом рынках новые классы продуктов. Например, CRM-системы и сьюты для интеграции каналов сбыта. Им новые продукты нужны быстро, "круто" и не очень дорого.
В принципе, даже самые крупные, мультимиллиардные транснациональные корпорации также могут отдать существенные части создания своей IT-инфраструктуры на аутсорсинг наиболее авторитетным из наших фирм. Такие проектыбыли у EPAm. Им приходилось делать внедрения в более чем тридцати странах одновременно, локализуя свои разработки на множество языков, включая японский.
Microsoft также работает с оффшорными компаниями, но у них есть такая политика: не доверять никаких "серьезных" вещей сторонним разработчикам. Как правило, поработав для пробы некоторое время с фирмой, Microsoft просто покупает ее - и обязательно перевозит людей в свой кампус в Рэдмонде, штат Вашингтон. Если сотрудники переезжать не желают (как, например, было с квебекской франкоязычной компанией Softimage), то фирму просто перепродают.
Тем не менее, у Microsoft уже есть софтверные центры в Индии и Китае.
Для фирмы быть аутсорсером - во многом необходимость. Довольно трудно придумать какой-нибудь "коробочный" продукт, который можно продать. Но это трудно - рынок поделен и новичку туда почти не попасть. Остаются заказные и полузаказные вещи. [25]
Для белорусских компаний, выходящих на западный рынок, основная проблема состоит в том, что для получения заказа нужно иметь приличную репутацию на Западе. А для того, чтобы обзавестись такой репутацией, нужно успешно выполнить какие-то заказы. Замкнутый круг. В результате - большинство оффшорных фирм возникло просто на личных контактах с иностранцами. Надо обязательно уделять много внимания управлению и маркетингу. Если вы не являетесь непосредственно филиалом западной компании (в этом случае у вас в штате могут быть практически одни разработчики) - то вам придется немало потрудиться, чтобы заслужить доверие западных партнеров. И, в частности, нанять высококвалифицированных и дорогостоящих менеджеров по сбыту, желательно из числа американцев по рождению.