Введение
Проблема контроля является одной из наиболее важных в теории управления. Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Ф. Тейлор. Он смотрел на управление как на машину, считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.
Согласно Тейлору, только строгий контроль, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации труда.
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
2. Абсолютное следование разработанным стандартам;
Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
3. Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.
Х.Эмерсон, один из виднейших теоретиков научного управления, особое внимание уделял идее разработки стандартов (предварительно установленных наборов правил), стандартизации учета издержек и нормативов времени. Эффективность по Эмерсону достигается тогда, когда нужная вещь сделана надлежащим образом, подходящим работником в нужном месте и в нужное время.
Научное управление также тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Ф.Гилберт считал, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реалистичным и справедливо установленным. Это дает руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований, а контроль стал играть роль решающего фактора эффективности организации.
Большое внимание разработке проблемы контроля уделял Р.Мертон. Он считал, что существующее у высшего уровня управления стремление контролировать деятельность и поведение работников нижестоящего уровня, неизбежно ведет к следующим последствиям:
- к доминированию функциональных отношений между работниками вместо человеческих;
- к регламентированию деятельности и поведения работников правилами и процедурами;
- к рутинности процесса принятия управленческих решений, к снижению потребности поиска новых альтернатив.
Р.Мертон показал внутреннюю противоречивость процесса контроля, предостерег от чрезмерного злоупотребления контролем.
Взгляды Р.Мертона в дальнейшем развил А.Гоулднер, основной тезис организационной модели, бюрократии которого утверждал, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия какой-либо части организации, ведет, в самом деле, к нарушению равновесия самой организации в целом.
Таким образом, проблема контроля является глубоко теоретически проработанной и практически освоенной отраслью науки об управлении.
Актуальность выбранной темы данной работы определяется следующими обстоятельствами:
1. Контроль очень важен для успешного функционирования организации.
2. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.
3. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.
4. Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.
5. Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней, так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и др.
Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать, способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности организации.
Санитарно-бактериологический контроль является важным методом при обследовании предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Его проведение дает основание судить о соблюдении санитарного режима на предприятии, о возможных нарушениях технологии приготовления пищи или условий хранения пищевых продуктов, о соблюдении правил личной гигиены обслуживающим персоналом.
Для контроля за эффективностью санитарной обработки рабочих поверхностей, кухонного инвентаря, посуды, спецодежды и рук обслуживающего персонала рекомендуется использовать метод отпечатков на изделие «Бактотест» со средой Эндо.
Предметом данной работы является контроль как функция управления.
Цель работы – изучение теоретических основ контроля как функции управления и анализ состояния практического применения контроля в системе управления реальными организациями.
Задача работы – оценка степени соответствия между теорией контроля и практикой реализации контрольной функции в системе управления современных организаций.
Один из ведущих современных теоретиков менеджмента Г.Минцберг утверждает, что любая организованная человеческая деятельность выдвигает два фундаментальных, но противоположных требования:
- разделение труда на отдельные задачи;
- контроль и координация действий по выполнению этих задач в единую деятельность.
Среди основных процессов, обеспечивающих эффективность организации, Минцберг выделяет[1]:
1. Прямой контроль (определение заданий и наблюдение за действиями и их результатами).
Стандартизация рабочих процессов (точное определение, спецификация, программирование содержания труда).
2. Стандартизация результатов труда (параметров изделия, нормы выработки).
Стандартизация навыков и знаний (точное определение необходимого уровня квалификации работников).
Минцберг выделяет пять основных частей любой организации:
1. Основу организации (операционное ядро) составляют операторы (люди, выполняющие базовую работу по производству продуктов или предоставлению услуг).
2. Стратегический апекс (часть структуры, управляющая операторами).
4. Техноструктура (сотрудники - аналитики).
Вспомогательный персонал (обслуживание самой организации).