рефераты по менеджменту

Контент-анализ экономической информации

Страница
5

Далее выделяются только те воздействия, превращения, которые относятся к этим субъектам и объектам (см. Предпосылку 3). Заносится графическое изображение с краткими обозначениями всех символов (кроме превращений, для которых закреплен символ - двойная стрелка) Проверка правомерности сделанных выборов проверяется таким образом: значимы те объекты и субъекты, наличие и "поведение" которых существенно для наиболее важных воздействий и превращений. Значимы те воздействия, которые ведут к существенным превращениям. Значимы те превращения, в ходе которых меняются важнейшие свойства объектов или субъектов.

Несложно заметить "круговой характер" данной проверки. Действительно, в понимании текстов нет абсолютно "твердой почвы", однозначных рецептов и жесткой логики. Иногда исходить следует от объектов и субъектов, иногда от воздействий и превращений, иногда от отношений.

Последующий круговой характер проверки дает возможность сформировать "наиболее крепко сколоченную" структуру понятого. Данный круг - это не порочный логический круг, а традиционный для герменевтики способ последовательных итераций: возвратов и уточнений, новых возвратов и новых уточнений. Как правило, выделяются 1-3 основных объекта и субъекта, 0-2 воздействия, 0-1 превращения. Данные схемы являются "заготовками" для последующего построения механизма взаимодействия (через обобщение, отбор и синтез).

Переменные и причинность

Для каждого фрагмента выделяются 1-2 главных переменных (шкалы, по которым происходят изменения, или значения которых наиболее существенны в содержании фрагмента), каждая переменная изображается как вершина графа (кружок) с названием (обычно начинается со слова "Уровень .") . Если в тексте указывается или явно предполагается связь между переменными, то ставится соответствующая стрелка со знаком + или -. Это "заготовки" для последующего синтеза тренд-структуры по всему тексту.

Логическая конструкция

Выделяются и изображаются с помощью графических схем главные логические отношения между понятиями и суждениями. Основные графические средства: круги Эйлера, отражающие отношения между понятиями, "древесные" или иные классификации (наглядное изображение деления понятий), всевозможные таблицы. Данная графа играет вспомогательную роль, она может использоваться, в частности для выявления "тезиса фрагмента".

Шаг 3.3. Краткое содержание фрагмента представляется либо выписанной краткой (1-2 строки книги) цитатой, либо столь же кратким обозначением главного содержания своими словами. Играет мнемоническую роль (вертикальная графа с краткими содержаниями – это фактически конспект текста, по нему можно готовиться к экзамену, чтобы не читать текст вторично).

Шаг 3.4. Заполнение правой стороны таблицы

Онтология

Выделяются родовые (наиболее обобщенные) сущности, и родовые отношения. В графе строится простейший рисунок как "заготовка" для последующей модели общей онтологической структуры текста. Если в тексте явно указывается на разные "миры", то проводятся соответствующие границы. Расположение символов как на "пофрагментных заготовках", так и на итоговой онтологической структуре.

Аксиология

Фиксируются ценности, правила и оценки.

Ценности ( предельные нормативные идеи) подразумевают обычно такие предикаты как должно, хорошо, быть благом, быть обязательным, быть желательным, быть запрещенным, быть лучшим, быть прекрасным и т.д. Ценности можно выражать одним словом или словосочетанием (выгода, власть, стабильность, моральное добро, справедливость, и т.д.).

Правила - любого рода максимы, императивы, рекомендации, советы и т.д., основанные на ценностях.

Оценки суть применения ценностей к объектам, субъектам, воздействиям, трансформациям или отношениям (которые, как правило, уже выделены ранее для данного фрагмента.

Оценки выражаются двумя стандартными формулами:

А(объект, субъект и т.д.) одобряется за Ц (соответствие ценности) или А одобряется за не-Ц (несоответствие ценности)

Если оценок в тексте нет - то не нужно их и фиксировать. Если оценки есть, но ценности явно не указаны, то ценности необходимо реконструировать, но записать в скобках.

Выявление "тезиса фрагмента" (обобщенного экономического содержания) Здесь не следует "придумывать" ничего нового. Просто нужно постараться, что главное во фрагменте:

если главное - описание воздействий и превращений, то передать в тезисе содержание столбца 3; если главное - выявление причинной зависимости, то передать в тезисе содержание столбца 4; если главное - логика работы с понятиями и суждениями, то зафиксировать содержание столбца 5; если главное (что редко) - построение онтологии, то зафиксировать содержание столбца 7, если главное - ценности, оценки и правило, то тезис будет аксиологический.

Если удастся, то можно формулировать и синтетический тезис, но это сложное задание.

4 шаг. (Квази)статистическая обработка столбцов. После заполнения всей таблицы (по фрагментам - строкам) итоговый анализ ведется преимущественно по аспектам-столбцам. Используется допущение, что систематически появляющиеся во фрагментах текста элементы являются и наиболее значимыми (по принципу "у кого что болит, то о том и говорит").

При этом следует предельно внимательно отнестись к конечному выбору "лидеров", поскольку именно они станут элементами последующих концептуальных моделей (а все остальные элементы - лишь проясняющими моментами).

5 шаг. Построение модели (механизма) взаимодействия.

Стандартное оформление Разворот тетради делится на 4 прямоугольника. Каждый из них именуется: Левый верхний - Модель взаимодействия, Правый верхний - Онтологическая модель, Левый нижний - Тренд-структура, Правый нижний - Аксиология.

Необходимо строить графические схемы на черновиках (лучше с карандашом и резинкой), а в тетрадь заносить только конечные результаты.

Шаг 5.1. Переопределить оси Добра-Зла и Высокого-Низкого статуса (см. предпосылку 4) согласно ценностным предпосылкам (см.шаг 3).

Шаг 5.2. Расположить "элементы-лидеры" (см.шаг 4): объекты (прямоугольники) и субъекты (упрощенные символы человеческой фигуры) согласно их явным или неявным оценкам в тексте.

Шаг 5.3. Обозначить главные ("лидирующие") воздействия между элементами (одинарные стрелки), и главные превращения элементов (двойные стрелки). В обоих случаях должны быть представлены преимущественно не однократные события, а повторяющиеся, сущностные изменения, формирующие как бы постоянно действующий "механизм". Нередко это уже "додумывание" за автора, раскрытие потенциала его рассуждений для построения концептуальной модели механизма функционирования или развития.

Шаг 5.4. Каждый элемент графической схемы (вершины и стрелки) снабдить кратким именем и указанием номеров фрагментов, служащих главными источниками для такой модели.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту