Анализ же высказываний, связанных со странами СНГ , показывает: и по частоте упоминаний, и по эмоциональности эти страны существенно уступают как России, так и Западу, что весьма странно для исполнительного секретаря СНГ.
Похожую картину дает анализ упоминаний наций. Негативные упоминания встречаются у Березовского в отношении русских, чеченцев, немцев и кубинцев. Однозначно положительную реакцию вызывают евреи и американцы. Ни одна из наций стран СНГ (за исключением России) не упоминается вовсе. Таким образом, российский политик и исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский отдает явное предпочтение Западу, а не России, а страны СНГ и вовсе находятся на периферии его внимания.
Однако ничего конкретного об интересах Березовского на Западе узнать не удалось. Березовский называет большое количество персоналий – 101. Восемьдесят пять из них – граждане России. При том, что западные страны вызывают повышенное и устойчивое внимание Березовского, тот факт, что он практически не упоминает имен, имеющих отношение к этим странам, удивляет. Отсюда можно сделать вывод: все деловые и значимые политические контакты на Западе для Березовского – зона его повышенного контроля.
Политик или бизнесмен?
Березовский 343 раза упоминает российских политиков и только пять раз - российских бизнесменов. Точно также он избегает называть по именам бизнесменов западных. Это странно, поскольку вообще о проблемах рыночной экономики он говорит много и с удовольствием. Но несмотря на то что бизнесменов Березовский называет крайне редко, их имена всегда упоминаются в рамках крайне важного тематического фона, связанного с принятием ответственных решений.
В политике другое дело. Называется огромное количество имен, указывающих на самые разнообразные контакты, в то время как фигур, упоминаемых в связи с ответственными решениями, мало. Вывод очевиден: вопросы, связанные с бизнесом, затрагивают Березовского глубоко и серьезно.
Крайнюю скрытность Березовского-бизнесмена подтверждает и ничтожно малое количество упоминаний компаний и фирма – девять упоминаний всего семи компаний. Однако из семи компаний четыре упомянуты в связи с принятием ответственных решений. Точно так же, как и в случае с персоналиями, тематический фон вскрывает подлинные интересы Березовского. Для сравнения укажем, что по тематическому фону "система принятия решения" не прошло ни одно название органов власти, политических партий и движений. Отсюда вывод: для Березовского собственно политическая сфера играет намного меньшую роль, чем деловые интересы. Однако картина не так проста, как может показаться на первый взгляд. Конечно, Березовский в первую очередь бизнесмен. Но политика для него не просто "служанка экономики", это самостоятельная и важная сфера самореализации. Причины занятий Березовского политикой лучше искать не в прямой материальной выгоде, а в особенностях его отношения к миру.
Философ-практик
Для того чтобы глубже понять Березовского как человека, обратимся к анализу употребляемых им терминов, понятий и тем, в которых раскрываются наиболее фундаментальные особенности личности. У Березовского отмечено 68 упоминаний, относящихся к сфере религиозно-философской терминологии. По тематическому фону "система принятия решений" здесь проходит четыре сигнала (почти 6 процентов от обще суммы сигналов). Этот показатель приближается к соответствующему проценту по фону в бизнес-терминологии. Следовательно, философско-научный контекст при принятии конкретных решений для Березовского почти так же важен, как и бизнес-контекст.
Понятие Бога – наиболее значимое понятие в внутреннем пространстве Березовского. При этом Березовский ни разу не упомянул ни одной конкретной религии или религиозного течения. Следовательно, понятие Бога не связано во внутреннем пространстве Березовского ни с одной из традиционных религий.
Противоречия здесь нет, дальнейший анализ показывает, что Бог Березовского далек от традиционных религиозных представлений. Скорее это Бог Лапласа, который, зная начальные условия для каждой частицы и законы движения, может вычислить судьбу Вселенной. "Я никогда не выстраиваю ненадежных систем", - это принципиальная позиция Березовского. Бог Березовского – это прежде всего универсальная мобильная структура – развивающаяся "надежная система". При этом сам Березовский выполняет функции активного творца этой структуры.
Тематический контент-анализ также показал, что Березовский стремится преобразовать социум, устанавливая свои "правила игры". Среди всех тем, объединенных общим названием "система ценностей по отношению к обществу", по теме "создание собственных правил игры в социуме" прошло 17 сигналов из 38 (44,74 процента). Это слишком много, чтобы просто обозначить пусть даже и очень важную позицию. Избыточность информации по данной теме не может быть объяснена стремлением создать благоприятный имидж – намерения слишком опасны для прямой рекламы. Скорее, это следствие глубокой укоренённости данной темы во внутреннем пространстве Березовского. С нашей точки зрения, она – доминантный фактор, который будет иметь большое значение в ходе принятия Березовским любых решений.
Итак, Березовский не столько политик, сколько бизнесмен и , как это ни парадоксально, своеобразный философ-практик. Он активно действует в социуме, создавая свои "системы", которые работают по тем правилам, которые он разрабатывает для них. Это способ действия достаточно надежный, поскольку системы Березовского - это, образно говоря, набор поплавков, которые удерживают его на поверхности в любой ситуации. На их создание он тратит много усилий, но они оправдывают себя именно в критических ситуациях. И в этом он принципиально отличается от подавляющего большинства российских политиков, которые не создают "системы" а преследуют локальные цели - занять те или иные позиции в пирамиде власти. Но даже реализуя свои цели, они не могут обеспечить себе таких гарантий устойчивости, которые создает для себя Березовский.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При обработке массивов данных в настоящее время применяются разнообразные математические методы. В большинстве своем они могут оперировать только с числовыми переменными, над которыми производятся привычные операции. Но гораздо большее количество информации содержится в текстовых источниках. Ее довольно сложно, а иногда и невозможно преобразовать в числовой формат, поэтому становится актуальной проблема разработки таких методов анализа подобной информации, чтобы можно было извлекать полезные сведения из неоднородной текстовой информации. В данной курсовой работе и была показана возможность применения контент-анализа для обработки текстовой экономической информации. В заключении хочется еще раз отметить, что контент-анализ объединяет усилия сразу нескольких направлений науки: лингвисты должны составить таблицы повторяемости словоформ, психологи указать на силу и важность связей между этими словоформами, а математики должны провести статистический анализ входящего текста на основе имеющихся таблиц слов.