В этой части работы я опишу методику проведения контент-анализа текстовой информации. Эта технология была разработана профессором Розовым Н.С. из Днепропетровского государственного университета.
Предпосылки и определения
Данная методика, предназначенная для индивидуальной работы с целостным осмысленным текстом (далее просто текстом) и последующего коллективного обсуждения экономических текстов, основывается на следующих предпосылках и определениях.
Предпосылка 1. Нет и, по-видимому, не может быть чисто механической процедуры, приводящей к адекватному целостному пониманию текстов. В то же время упорядоченное сочетание формальных, полуформальных процедур и творческих (направленных на "инсайт")задач служит хорошую службу для их понимания.
Предпосылка 2. Несмотря на все возможное разнообразие, содержание любого текста может быть раскрыто через выявление а)концептуальных моделей, б) основополагающих онтологических, ценностных и гносеологических предпосылок.
Предпосылка 3. Несмотря на все возможное разнообразие концептуальных моделей в содержании текстов, суть каждой может быть более или менее адекватно задана через представление следующих формальных элементов:
а) основные объекты со свойствами (идеальные и/или материальные),
б) основные субъекты со свойствами (как правило, человеческие индивиды, группы, общества, родовые субъекты, либо сверхъестественные существа, такие как Бог),
в) воздействия (то, что существенно меняет свойства или отношения предметов воздействия),
г) превращения (переходы объектов или субъектов в иное состояние с иными свойствами и отношениями),
д) основные бинарные (объект-объектные, субъект-субъектные и субъект-объектные) и тернарные отношения.
Предпосылка 4. Несмотря на все возможное разнообразие ценностей и ценностных систем, основные элементы концептуальной модели каждого социально-философского текста они могут быть более или менее адекватно представлены через уточнение и заполнение пространства, заданного двумя фундаментальными координатами: Добро-Зло (чисто моральные оценки) и Сила-Слабость (высокий-низкий социальный статус или влиятельность (что включает могущество, богатство, престиж).
Предпосылка 5. Несмотря на все возможное разнообразие используемых онтологий основные элементы концептуальных моделей текстов могут быть более или менее определенно отнесены к одной из следующих сфер бытия ("миров"):
материальный мир или биотехносфера (все материальные предметы, включая человеческие тела, ландшафты, жилища, технику и т.п.),
социосфера (отношения и взаимодействия между людьми, в том числе по поводу материальных предметов и идей);
психосфера (сознание, психика и общение людей);
культуросфера (как пространство идей и шире - образцов, используемых в человеческих обществах);
трансцендентная или запредельная сфера (пространство существования сверхъестественных существ и сущностей (таких как Бог, боги, Абсолют и т.п.), зачастую эта сфера не отделяется от культуросферы, как у Платона, Гегеля и др.
Предпосылка 6. Замечание для сомневающихся. Ни одна из представленных предпосылок не является абсолютной истиной, но дискуссия об их правомерности станет осмысленной только после долговременной практики освоения методики. К предпосылкам, определениям и к самой методике (данной ниже) следует относиться как к средству, позволяющему выявить некий СМЫСЛОВОЙ СРЕЗ любого философского текста. Никто не может поручиться, что этот срез полностью исчерпывает возможное понимание и прочтение текста (вероятно, это в принципе невозможно). Но это не означает, что не следует учиться хорошо пользоваться хотя бы этим несовершенным инструментом.
1 шаг. Разбиение текста, подлежащего анализу, на фрагменты.
Простейшее и эффективное решение 1 страница = 1 фрагмент. Для небольших (менее 20 страниц) и идейно "плотных" текстов фрагмент может быть уменьшен (например, до Ѕ или ј страницы или до 10, 5 строк). Для больших (более 30 страниц) и идейно "разряженных" текстов фрагмент может быть увеличен до 5-20 страниц. Важно установить вначале размер фрагмента и не менять его до конца работы с текстом.
2 шаг. Подготовка формы таблицы.
Обязательно в заголовок вынести точные выходные данные издания, дату заданного срока выполнения работы, свои фамилию и имя, решение о размере фрагмента. Разворот тетради линуется вертикальными полосами на следующие столбцы:
Ø на левой стороне 6 столбцов - N фрагмента, Страница(ы), Объекты-
Субъекты-Воздействия-Превращения, Переменные-Связи, Логическая конструкция, Краткое содержание
Ø на правой стороне 3 столбца - Онтология, Аксиология, Обобщенное экономическое содержание (тезис фрагмента)
Таблица 1. Форма таблицы для последовательной работы с фрагментами текста
№ фрагмента |
№ страницы |
Субъекты, объекты |
Переменные и причинность |
Логическая конструкция |
Краткое содержание |
Отношения и границы |
Аксиология |
Обобщенное экон. Содержание |
1 | ||||||||
2 |
3 шаг. Последовательное заполнение таблицы по фрагментам. Каждому фрагменту соответствует "большая строка" (ограниченная сверху горизонтальной линией). Фрагмент прочитывается целиком, затем принимаются решения о заполнении каждого столбца по фрагменту. Рекомендуется заполнять строку по каждому фрагменту "слева-направо"
Шаг 3.1. Непременно ставить номера фрагментов (это их "индивидуальные имена" при последующей обработке таблицы) и страниц (для вероятного последующего обращения к тексту).
Шаг 3.2. Заполнение левой стороны таблицы
ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЯ (Механизм взаимодействия)
Выделяются новые главные субъекты и объекты фрагмента