В последнее время в обществе наблюдается существенное повышение интересов деятельности финансовых консультантов, в частности, со стороны крупных банков и инвестиционных компаний.
Финансовое консультирование охватывает все остальные сферы, в частности, содействие в решении стратегических задач.
Всевозрастающее значение приобретает разработка финансовых схем и вексельных программ, имеющих целью оздоровление финансового положения компаний. Расширяется содействие элементам формировании их имиджа, для чего обеспечивается постоянное сотрудничество со средствами массовой информации, организуется презентации компаний за рубежом, разрабатываются все требующиеся информационные и аналитические материалы.
Нет сомнения, что отечественные финансовые консультанты всё более прочным связующим звеном между эмитентами и зарубежными финансовыми кругами. Они осуществляют, в частности, подготовку и получение кредитов иностранных взаимодавцев, максимизируя временной фактор, объёмы и проценты по кредитам, помогают более рациональному использованию получаемых кредитных ресурсов.
При этом финансовые консультанты исходят из критериев оценки зарубежными инвесторами акций соответствующей компании, предпринимают действия для повышения привлекательности акций консультируемых предприятий для иностранных инвесторов, в том числе помогают привести финансовую отчётность в соответствие с мировыми стандартами, осуществляют консультирование по вопросам выбора оптимальных схем последующих эмиссий и продаж пакетов акций, слияний, конвертации акций, содействуют в привлечении инвесторов и реструктуризации компаний.
Много внимания уделяется инновациям. Финансовый консультант обычно предполагает клиенту новации на фондовом рынке (проведение сделок «репо», организация опционов на акции эмитента или на иные производные инструменты фондового рынка). Это воздействует на повышение ликвидности ценных бумаг, на рост активности при сделках с ними инвесторов, что очень важно, учитывая факт более активной позиции последних на фондовом рынке.
Финансовые консультанты стремятся активизировать работу на рынке ценных бумаг. В результате стабилизируется уровень ликвидности акций предприятия акций на фондовом рынке (даже в случае продажи на нём пакетов, закреплённых в государственной собственности, или же осуществление предприятием новых эмиссий).
Финансовый консультант способен «полнокровно» осуществлять свою миссию, если будет решён вопрос об обеспечении его достоверными, полными или точными необходимыми данными. Как известно, оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании материалов бухгалтерской отчётности. При этом отчётность предприятия рассматривается в 2 основных аспектах: с точки зрения установления рациональности структуры имущества и его источников, обеспечивающей текущую платёжеспособность и с точки зрения выявления финансового результата.
Как развивается управленческое консультирование в Беларуси, и какие проблемы возникают на этом пути, связанные с этой формой реализации интеллектуальной собственности.
Следует отметить, что в Беларуси пока только начинает формироваться “новый менталитет”, когда за советы становится принятым платить. И, несомненно, большую положительную роль в формировании этого менталитета играют юристы, к помощи которых все чаще приходится обращаться простым людям и фирмам. Достаточно большим спросом стали пользоваться в последнее время услуги дизайнеров, консультантов по оценке недвижимости и т.д.
Особенность управленческого консультирования заключается в том, что их услуги наименее осязаемы, за исключением, быть может таких ситуаций, как составление для клиентов бизнес-планов. Чаще же услуги консультантов по управлению предоставляются в форме устных советов, письменный отчет это скорее просто несколько другая форма, позволяющая клиенту лучше воспринимать информацию, не забывать ее.
Стоимость консультационных услуг на западе колеблется от 500 до 1500 долларов за консультанто-день. В Беларуси стоимость услуг консультантов по управлению значительно ниже, но постоянно растет и в скором времени может приблизиться к общемировой.
Однако, объяснить клиенту, что консультант потратил кучу времени на инвестирование своего времени в необходимые знания плохо воспринимаются клиентом. Быть может поэтому, в Беларуси консультанты больше предпочитают употреблять термины не почасовая оплата, а “общая стоимость консультационного проекта”.
При этом консалтинг в Беларуси, как оригинальная форма реализации интеллектуальной собственности, наталкивается на такие специфические трудности, которые очень редко встречаются в других формах, таких как патенты, товарные знаки и даже авторские права.
Дело в том, что работа консультанта заключается не только в том, чтобы найти лучшее с учетом существующей ситуации решение проблемы клиента. Реклама для консультанта - это успехи дел его старых клиентов, а этих успехов скорее всего не будет, если консультант просто ограничится подготовкой рекомендаций.
Только в том случае, когда предлагаемые решения овладеют умом клиента, иначе говоря, только тогда, когда заказчик консультационных услуг примет решение как свое собственное, предлагаемое решение на самом деле будет реализовано, и только тогда можно рассчитывать на успех.
Однако с учетом подготовки современных руководителей в Беларуси, как старых, так и новых, консультанту сегодня приходится тратить много времени на подготовку, обучение руководителей до того уровня, когда его идеи будут правильно восприняты. При этом необходима кропотливая психологическая подготовка клиента к анализу рыночной ситуации его фирмы. В большинстве случаев проблемы, которыми занимаются консультанты, вызваны некомпетентным управлением самого клиента -
Итак, сначала клиенту сообщаются неприятные сведения о нем самом, как руководителе, затем проводится его обучение до уровня готовности восприятия идей консультанта. И в заключение, клиента, в ходе обсуждения вариантов решения, выводят самого на оптимальное решение. Если при этом учесть отмеченные особенности процессного консультирования, наиболее эффективной формы в современных условиях, то не приходится удивляться тому, что клиент часто не понимает: “Почему он должен платить, да еще большие деньги, за то, что, по его мнению, он сам же и вывел”.
Если же консультант всю работу сделает сам, его идеи, как показывает практика, не будут восприняты.
Поэтому консалтинг, несмотря на то, что является одним из важнейших средств выведения белорусских предприятий на уровень управления, соответствующий современным западным стандартам, является сегодня одной из наиболее уязвимых в Беларуси форм реализации интеллектуальной собственности.
Заключение
Консалтинг - относительно новое направление в управлении экономикой, на отечественном рынке услуг он ещё не приобрел значительного распространения (возможно это убережет нашу экономику от ошибок на пути к оптимальному решению). Но перспективы организации консалтинговых компаний очевидны уже сегодня, прежде всего это ускорение внедрения новых технологий и методов в управление предприятием.