Как мы видим, консалтинговый процесс проходит в тесном взаимодействии с клиентом и имеет следующие стадии:
1) диагностика (выявление проблем)
· сбор данных на объекте и их обработка,
· систематизированное определение проблемы
2) разработка решений
· определение поля допустимых решений,
· выбор рекомендуемых решений,
· представление решений руководству клиентской организации.
3) внедрение решений
· разработка программы внедрения
· внедрение
· контроль за внедрением
· оценка результатов проекта
· конец реализации контракта.
Ревизия деятельности предприятия-клиента;
Участие в деятельности предприятия-клиента (стратегическое планирование, решение совокупности проблем, связанных с организацией проблем в различных сферах деятельности предприятий, а также разработка и внедрение информационных систем, системная интеграция и т.д.
Консалтинг осуществляется в областях общего управления, администрирования, финансового управления, управления кадрами, маркетинге, производстве, информационных технологий, а также специализированных услуг. Всего по международной классификации есть 104 вида консалтинга.
Перейдём теперь к рассмотрению основных направлений консалтинга. Различные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды консалтинга, исходя, по-видимому, из собственного опыта и специфики предоставляемых ими услуг: каждый из авторов предлагает анализ проблемы собственной, порой субъективной, имеющей отношение к конкретной отрасли экономики, точки зрения.
Поэтому, с целью выявления наиболее общих направлений консалтинга обратимся к опыту фирм «Большой Шестёрки» как наиболее авторитетных и обладающих огромным опытом работы в этой области, и на основе перечня услуг, предоставляемых каждой из этих фирм, попытаемся создать собственную классификацию. Перечень услуг, предлагаемый, каждой из пяти представленных компаний «Большой Шестёрки», весьма неоднороден и специфичен. Более того, данный перечень плохо структурирован и систематизирован, так как в первую очередь рассчитан на конечного пользователя, а не на аналитика, изучающего проблемы консалтинга. Тем не менее, если исключить из перечня услуг для тех или иных отраслей экономики (здравоохранение и медицинское обслуживание, коммуникации, государственный сектор сферы услуг, энергетика, коммунальные услуги) и акцентировать внимание на услугах, как направлениях консалтинговой деятельности, то можно выделить некую общую тенденцию.
Анализ данной тенденции приводит нас к следующей универсальной обобщённой классификации консалтинговых услуг:
Ø Консалтинг в области налогооблажения и юридические услуги
Ø Аудит, бухгалтерский учёт, отчётность и ревизионная деятельность
Ø Консалтинг в области управления.
В странах с рыночной экономикой приглашение профессионалов является престижным свидетельством того, что фирма обладает достаточной деловой культурой, чтобы использовать предлагаемый рынком интеллектуальный капитал в области менеджмента. Отсутствие специалистов-консультантов при разработке ответственного решения рассматривается также, как отсутствие архитектора при новой модели автомобиля. разработке проекта здания, врача при лечении больного или дизайнера при разработке
Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние – это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние – это специалисты по управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, «штабную» подсистему организации).
Преимущества консультантов по менеджменту перед менеджерами следующие:
Независимость, непредвзятость взглядов
Более широкий кругозор, обладание обширной информацией в самых разных областях менеджмента и хозяйствования (в силу меньшей загруженности проблемами текущего управления);
Ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов).
Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Осуществление такого проекта может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев. Иногда контакты с клиентами могут быть и многолетними.
Чем отличается консультирование от обучения? Преимуществом консультирования является его конкретно-индивидуальный, «штучный» подход. При этом знания, которыми обладают консультанты, трансформируются так, чтобы решить конкретные проблемы того или иного предприятия. При обучении же знания в области менеджмента, права, и т.д. передаются менеджеру в общей форме и затем уже применяются ими на практике. Положительные стороны того или иного способа передачи знаний объединяются в обучающем и процессном консультировании.
Разумеется, в конкретных проектах или на их различных стадиях могут применяться комбинации всех трёх видов консультирования и тогда оно становится экспертно-процессным, процессно-обучающим, экспертно-обучающим и т.д.
В промышленно развитых странах преимущественно осуществляется процессное и экспертно-процессное консультирование, тогда как у нас пока наибольшее распространение получило экспертное и экспертно-обучающее консультирование. Это объясняется, в первую очередь, неподготовленностью самих клиентов к творческой работе с консультантами, желанием руководителей получить готовые решения. Такое положение часто приводит к негативным последствиям и неудовлетворённости от итогов консультационных проектов, так как, во-первых, клиент может вообще не воспринимать готовых решений, если они не выработаны совместно с ним; во-вторых, некоторая существенная информация не может быть получена консультантом вне режима активного диалога с клиентом. Существует много объектов консультирования, которые могут быть разделены по крайней мере на несколько групп по форме собственности (государственные, частные, акционерные и смешанные предприятия), по размеру (малые, средние и крупные предприятия) по территориальному признаку (центральные и региональные административные образования).
Соответственно клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные или местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д.
Современный набор консалтинговых услуг сложился в 1950 – 1960-е годы, которые на Западе называют «Золотым веком консалтинга», что связано с послевоенным ускоренным развитием и интернационализацией экономики. Вызвавшими усиление потребности в консультационных услугах. В Европейском справочнике-указателе консультантов по менеджменту в настоящее время выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в 8 групп.