Современное состояние финансово-банковской сферы развитых стран позволяет говорить о том, что в будущем наиболее конкурентоспособными окажутся банки, определившие для себя приоритетными следующие направления развития: утверждение торговой марки банка; оптимизацию банковской сети; внедрение новой технологии и переход к новому типу банковского маркетинга. Именно эти приоритеты должны стать основой построения стратегии развития банка в современных условиях. Утверждение торговой марки банка. Создание узнаваемой торговой марки - необходимое условие успешной борьбы банка со своими конкурентами. На первой стадии этого процесса, которая имеет стратегический характер, банк должен выбрать и занять специфическое (отличное от других) положение. На второй, организационной стадии все сотрудники банка должны проникнуться сутью этого специфического положения и соответственно строить свои отношения с клиентами и акционерами банка.
Создание и поддержание сильной торговой марки способствует формированию у клиентов образа солидного, надежного и перспективного банка, а значит и появлению прочной основы для увеличения объема его активных и пассивных операций. Оптимизация банковской сети. Оптимизация сетей распределения банковских продуктов, целью которой является сокращение издержек сбыта и максимальное удовлетворение потребностей клиентов, предполагает приведение в соответствие с этими потребностями размеров и организационной структуры филиалов банка, проведение гибкой ценовой политики и улучшение условий продажи, а также использование внешних каналов сбыта, позволяющее увеличивать объем предложения путем заключения соглашений о партнерстве (это особенно важно для банков, не имеющих развитой филиальной сети).
Внедрение новой технологии и переход к новому типу банковского маркетинга. В развитии банков главенствующую роль призваны играть новые информационные и коммуникационные технологии. Предоставляя широкие возможности по сбору и обработке огромных массивов информации, новые технологии вместе с тем позволяют устанавливать тесные доверительные отношения с клиентами и акционерами банка. Это приводит к необходимости перехода к новому типу банковского маркетинга - электронному маркетингу (e - marketing), при использовании которого особое значение должно придаваться таким основополагающим факторам как информация, технология, логистика/распределение, сотрудники банка. Переход банков к новому типу маркетинга даст им возможность проводить более рациональную политику по привлечению клиентов, проникать на международные рынки с минимальными издержками, предлагать виртуальные каналы сбыта банковских продуктов, предоставлять клиентам качественные услуги в режиме on-line и т.д.
Развитие банка в указанных направлениях позволит повысить эффективность функционирования банка, расширить сферу его деятельности, выработать механизмы адекватного реагирования на резкие изменения экономической ситуации и обеспечить банку устойчивое финансовое положение.
Разработка и корректировка имиджа фирмы
качества | мнения сотрудников | среднее значение | мнения потребителей | среднее значение | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. Надежность | 9 | 4 | 7 | 6 | 8 | 6,8 | 5 | 7 | 5 | 6 | 4 | 5,4 |
2. Индивидуальный подход к клиенту | 7 | 5 | 8 | 6 | 7 | 6,6 | 5 | 8 | 6 | 6 | 7 | 6,4 |
3. Культура обслуживания | 8 | 7 | 7 | 6 | 8 | 7,2 | 9 | 7 | 8 | 7 | 7 | 7,6 |
4. Широкий спектр услуг | 7 | 6 | 8 | 7 | 6 | 6,8 | 8 | 8 | 7 | 6 | 6 | 7 |
5. Стоимость обслуживания | 6 | 7 | 6 | 5 | 7 | 6,2 | 8 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6,4 |
6. Конфиденциальность | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 8,6 | 8 | 7 | 8 | 9 | 8 | 8 |
7. Способность к развитию | 8 | 7 | 7 | 9 | 8 | 7,8 | 7 | 7 | 8 | 7 | 9 | 7,6 |
8. Информационная открытость | 6 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7,4 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | 7,2 |
9. Профессионализм сотрудников | 8 | 9 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 8 | 8 | 7 | 9 | 7,8 |
10. Положительный имидж управляющего | 8 | 8 | 7 | 8 | 9 | 8 | 7 | 7 | 9 | 8 | 7 | 7,6 |