Введение
Углубленный анализ обозначившихся к настоящему времени подходов к определению и интерпретации сущности информатики приводит к выводу, что одной из наиболее объективных является трактовка академика Глушкова В. М.: информатика есть атрибут, органически присущий цивилизованному обществу, имеющему своим предметом удовлетворение информационных потребностей основных сфер его жизнедеятельности.
Современная актуальность информатики непосредственно связана с развитием средств вычислительной техники, телекоммуникаций, искусственного интеллекта. В материалах, опубликованных Центром информатики ЮНЕСКО, посвящённых системе опережающего образования, информатика определена в настоящее время как фундаментальная наука в которой выделены три основных направления:
- теоретическая информатика;
- техническая информатика;
- социальная информатика.
Учитывая многоаспектность выделенных направлений, для организации процесса обучения информатике в Высших учебных экономических заведениях необходимо отметить следующее. От будущего менеджера, экономиста, бухгалтера, банковского работника требуется прежде всего компьютерная грамотность, причём обучение необходимо проводить в двух направлениях:
- изучение основных возможностей вычислительной техники в данной предметной области;
- целевое обучение, как пользоваться тем или иным программным продуктом.
Следует отметить, что проблемная ориентация при изложении материала позволяет повысить эффективность учебного процесса. На первый план при этом выдвигаются конкретные задачи (от простейших расчётов до прогнозирования и статистического анализа), а затем методы их решения с помощью того или иного программного продукта.
Принимая во внимание стремительное развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций следует также особое значение уделять вопросам дистанционного обучения.
В наиболее общем понимании проект - это комплекс работ, направленных на достижение запланированной цели, которая обычно имеет уникальный характер. Известный закон Лермона гласит: “Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени и денег”, а следствие Лермона уточняет: “Вам никогда не будет хватать либо времени, либо денег”. Именно для преодоления сформулированной в следствии Лермона проблемы предложена методика управления деятельностью на основе проекта. Распространение данной методики управления на различные сферы деятельности является доказательством её эффективности.
Можно отметить основные признаки проектов, отличающих их от других видов деятельности:
1) направленность на достижение целей;
2) координированное управление взаимосвязанных действий;
3) ограниченная протяжённость во времени;
4) уникальность.
Любой проект проходит через определённые фазы в своём развитии. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Поэтому, понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, так как именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.
В настоящее время характерным признаком современного предприятия становится постоянное изменение стратегических целей развития и средств их достижения, диктуемое научно-техническим прогрессом и конкурентной борьбой. Структура управления такого предприятия должна быть гибкой. Такую гибкость обеспечивает сочетание функциональной структуры с проектной формой организации управления, которая позволяет в короткий срок перераспределять ресурсы между направлениями и проектами, менять приоритеты в работе менеджеров, вводить новые принципы взаимоотношений между сотрудниками.
В процессе использования компьютерных информационных технологий для управления проектами необходимо учитывать их следующие функциональные возможности:
1) Описания комплекса работ проекта, связей между работами и их временные характеристики:
- поддержка календаря проекта;
- ограничения накладываемые на работу проекта;
- возможности назначения временных характеристик;
- связи между задачами;
- максимально допустимое количество задач в проекте, возможность кодирования, многоуровневое представление проекта.
2) Средства поддержки информации о ресурсах и затратах по проекту и назначения ресурсов и затрат отдельным работам проекта:
- информация о ресурсах;
- назначение ресурсов задачам
- ресурсное планирование
3) Средства контроля за ходом выполнения проекта:
- средства отслеживания состояния задач проекта;
- средства контроля за фактическим использованием ресурсов.
4) Удобные графические средства представления структуры проекта:
- диаграмма Гантта;
- сетевая диаграмма;
- иерархическая диаграмма проекта;
- создание необходимых для планирования отчётов;
- отчёты для анализа фактического состояния выполнения задач проекта и сравнения с запланированным.
- другие виды диаграмм и отчётов.
Учитывая тот факт, что проект может включать задачи по проведению маркетинговых исследований, разработке маркетинговой политики и так далее, единая модель планирования и управления инновационным процессом как на прединвестиционных стадиях, так и на стадиях реализации может быть реализована и представлена на основе методов проектного анализа и управления проектами.
В структуре курса по проектному менеджменту можно предложить следующие разделы:
1) методы проектного анализа и управления проектами;
2) использование автоматизированных средств для управления проектами;
3) разработка комплекса задач проекта и определение зависимостей между задачами;
4) анализ расписания по методу критического пути;
5) ресурсное планирование проекта;
6) стоимостной анализ проекта;
7) принятие исходного плана и контроль за ходом выполнения проекта.
Следует отметить, что проект создания новой организации или реструктуризации старой и план её деятельности сами являются важнейшими элементами бизнес-плана, а бизнес-план, рассчитанный в виде проекта выглядит более наглядно и убедительно.
Для анализа бизнес-плана необходимо рассмотреть следующие основные элементы:
1) стратегия фирмы;
2) маркетинговый план;
3) технический план;
4) организационный план;
Эконометрия это наука, изучающая конкретные количественные закономерности и взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей.
Эконометрию можно рассматривать и как направление статистики, и как направление экономики. Такая двойственность создаёт определённые трудности в процессе преподавания эконометрии. При изучении только экономических методов, существует опасность утери специфики эконометрических приложений, так как эти методы базируются на разделах регрессионного анализа, а обычно исследования вызывают необходимость изменений в традиционных подходах. Если сосредоточить внимание на эконометрических приложениях, то приходится сталкиваться с необходимостью отступления от них для изучения методики проведения полного цикла эконометрических расчётов. Поэтому в структуре курса можно предложить и выделить три основных раздела: