Как показывают данные бухгалтерской отчетности (форма №2) в 1999 году объем реализации составил 52775 тыс.руб., что на 37395 тыс.руб. (или на 243,1 %) больше, чем в предыдущем году.
При этом необходимо отметить, в структурном аспекте наибольший объем составляет реализация по основной деятельности (табл.2.13.) – 97,8% (51613,95 тыс.руб.), что превысило показатель предыдущего года на 0,9%. Наблюдается рост доли реализации от прочих услуг (автоуслуги, аренда), работы стола заказов, В то же время отмечается снижение объема выручки (в структурном аспекте) от услуг дегустационного зала (на 0,65%), столовой на 0,475%).
Таблица 2.2.
Анализ состава и структуры выручки от реализации
Показатель |
Сумма, тыс.руб. |
Удельный вес, % | ||
1998г. |
1999г. | |||
Реализация по основной деятельности |
14903,22 |
51613,95 |
96,9 |
97,8 |
Реализация покупных товаров (опт) |
23,07 |
110,828 |
0,15 |
0,21 |
Прочая реализация |
123,04 |
477,614 |
0,8 |
0,905 |
Реализация стола заказов |
133,81 |
490,808 |
0,87 |
0,93 |
Реализация столовой |
123,04 |
79,163 |
0,8 |
0,15 |
Выручка от услуг дегустационного зала |
73,82 |
2,639 |
0,48 |
0,005 |
ИТОГО |
15380 |
52775 |
100 |
100 |
Поквартальный анализ динамики реализации в отчетном году позволяет сделать следующие выводы (табл.2.3.). Наибольший объем сбыта продукции наблюдался в период октябрь – декабрь (58,1%). В целом в течение года имела место тенденция поступательного роста спроса на продукцию предприятия ОАО «Игристые вина» и, соответственно показателя объема продаж. Но следует подчеркнуть, что такой значительный прирост объема спроса в четвертом квартале обусловлен в большей степени высокой частотой праздничных дней, приходящихся на данный период.
Таблица 2.3.
Поквартальный анализ динамики объема выручки в 1999 году.
Анализируемый период 1999 года |
Объем реализации, тыс.руб. |
Удельный вес в общем объеме, % |
I |
5426 |
10,3 |
II |
7871 |
14,9 |
III |
8810 |
16,7 |
IV |
30668 |
58,1 |
ИТОГО |
52775 |
100 |
Необходимо отметить, что в процессе выполнения сбытовой работы на предприятии ОАО «Игристые вина» не проводится маркетинговый анализ внутренней и внешней сред функционирования, что обусловливает состояние неведения относительно занимаемой доли рынка, преимуществах и недостатках конкурентов, тенденциях спроса на выпускаемую продукцию и т.д.
Согласно данным первоначального анализа основными конкурентами предприятия ОАО «Игристые вина» являются ОАО «Тайга», ОАО «Хабаровский винзавод», ОАО «Амур – пиво», ОАО «Уссурийский бальзам».
Таким образом, позволительно сделать выводы о наличии в действующей системе сбыта выпускаемой продукции, так называемых, «узких» мест, что обусловливает негативное изменение показателей реализации продукции.
Анализ организации коммерческой деятельности предприятия, проведенный позволил выявить существенные недостатки, отрицательно влияющие на работу предприятия.
Хотя в современных условиях коммерческая деятельность предприятия, в том числе и организация хозяйственных связей по закупке материальных ресурсов, должна строиться на принципах маркетинга, что предполагает тщательное изучение рынка сырья и материалов, правильный выбор поставщиков, деятельность отдела закупок ОАО «Игристые вина» по установлению хозяйственных связей предприятия не отвечает этому условию в полной мере. О чем свидетельствует отсутствие четко отлаженной системы выбора поставщиков, рынок закупаемой продукции изучен не в полной мере, так как нет специалиста, занимающегося данными вопросами.
Анализ деятельности предприятия по оперативному регулированию поставок показал, что в практике фирмы встречаются случаи поставок товаров посредственного и низкого качества, а также нарушения сроков поставки. В связи с этим должны приниматься различные экономические меры, направленные на снижение объема низкокачественных поставок. В большинстве случаев некондиционные поставки возвращаются компании-виновнику, оплата за них не производится, возможны и штрафные санкции.
Предприятие не использует систему планирования при отгрузке продукции, и не производит оценку при выборе потенциального покупателя. Отсутствует комплексная структура управления сбытом. В современных условиях хозяйствования ОАО «Игристые вина» ощущается острая необходимость реструктурирования системы управления деятельностью по реализации готовой продукции путем последовательного решения следующих основных задач:
* разработка внутренних стандартов (правил) сбытовой деятельности и документальное их закрепление в «Положении о сбытовой политике», осуществляемые на основе анализа адекватности ранее установленных целей и задач организации внутренним и внешним условиям ее функционирования, в том числе ее возможностям;