-технические;
-экономические;
-организация торгового процесса
Технические факторы, оказывающие влияние на организационную структуру служб предприятия, относятся: уровень спроса на реализуемую продукцию, объем реализации, формы расчетов, доля мелких отправок и не транзитных партий отгрузки.
Многообразие факторов, воздействующих на структурное построение коммерческих служб, приводит и весьма значительному количеству различных разновидностей схем организационных структур коммерческих служб.
В коммерческую службу промышленного предприятия главным образом входят:
v отдел (бюро) сбыта,
v отдел маркетинга,
v отдел материально-технического обеспечения.
¨ Прогрессивной в условиях перехода к рыночным отношениям является
структура, при которой все сбытовые функции сконцентрированы в отделе сбыта, так как при этом можно ориентировать сбыт продукции на потребителя.
Сбытовая политика предприятия должна строится в направлении одновременного развития существующего рынка и поисках рынков, а также повышении конкурентоспособности предприятия.
Промышленные предприятия, создания у себя хорошо отлаженный аппарат, обладают большим конкурентным преимуществом. Но даже самый лучший аппарат сбыта и ассортимент продукции не дадут требуемого эффекта, если не будут обеспечены менеджментом надлежащего уровня.
В связи с этим, следует отметить, что от эффективности деятельности структурных подразделений, отвечающих за сбыт, зависит во многом эффективность всего предприятия.
Организация деятельности этих структурных подразделений включает следующие основные направления:
- подбор кадров;
- организация стимулирования работников;
- информационное обеспечение;
- внедрение логистики в свою работу.
При этом, деятельность сбытового аппарата промышленного предприятия может быть организована следующими основными способами:
- по функциональным обязанностям (рис. 2.1.);
- по типу покупателей (рис. 2.2.);
- по типу ассортимента продукции (рис. 2.3.);
- по типу географического региона (рис. 2.4.);
- по типу отрасли (рис. 2.5.);
- комбинированные (рис. 2. 6);
Каждое предприятие в зависимости специфики своей деятельности выбирает ту или иную форму организации службы сбыта.
Важнейшими сбытовыми функциями являются:
-установление коммерческих взаимоотношений с покупателями, завершающихся заключением договоров купли-продажи,
- разработка сбытовой программы;
- составление графиков поставки продукции и отгрузка ее покупателям;
- ведение расчетов за продажную продукцию;
- контроль за расчетами с покупателями и их платежеспособностью.
Кроме того, предприятия, имеющие собственные каналы сбыта (фирменные магазины, распределительные центры, и другие), выполняют работу по розничной продаже товаров и используют специфические методы розничной продажи.
Таким образом, эффективность сбытовой деятельности с точки зрения ее конечных результатов (увеличение объемов продаж, расширение рынков сбыта, рост прибыли, снижение издержек и другое) в решающей мере зависит от уровня организации работы коммерческого аппарата фирмы, который в свою очередь во многом определяется профессиональными и личными качествами управляющего по сбыту.
На современном этапе развития экономики эффективное управление сбытом становится залогом успешного решения главной проблемы товарного производства – реализации произведенного продукта, с точки зрения хозяйственного механизма – важным звеном в системе связей между товаропроизводителем и потребителем, то есть рынком.
группа группа оперативно- диспетчерская склады
заказов планирования сбытовая группа
группа
Рис. 2.1. Организация службы сбыта по функциям
Рис. 2. 2. Организация службы сбыта по типу покупателей
Рис. 2. 3. Организация службы сбыта по типу ассортимента продукции