рефераты по менеджменту

Тактические планы в менеджменте

Страница
1

Введение

Термин «тактика» - первоначально военный термин греческого происхождения, означавший маневрирование силами, подходящими для осуществления данных целей.

Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.

Если стратегическое планирование рассматривать, как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, производственную программу и оперативно-календарное планирование – процессом их реализации. В результате составляется план экономического и социального развития предприятия, представляющий комплексную и производственную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период. Разработке плана экономического и социального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных резервов и неиспользованных возможностей.

Тактическое планирование позволяет реализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда.

Особенности тактического планирования

Выполнение тактических решений лучше наблюдается, менее подвержено риску, поскольку такие решения касаются в основном внутренних проблем;

результаты тактических решений легче оцениваются, так как могут быть выражены в конкретных цифровых показателях (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды от внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска мяса птицы в особой упаковке при приобретении новых мощностей); для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений - продуктовых, региональных, функциональных.

Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это - планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации. Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы и включает следующие основные моменты:

1. Процесс составления планов, или непосредственный процесс планирования, т.е. принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процесса планирования является система планов.

2. Деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности организации.

3. Контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также определяются пути для корректировки действий организации в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку контроль определяет эффективность планового процесса в организации.

Анализ информации и прогнозирование

Планирование и прогнозирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспек­ти­ве. По­это­му на­деж­ность прогнозирования за­ви­сит от точ­но­сти полученной и обработанной информации — фак­ти­че­ских по­ка­за­те­лей про­шло­го.

Воз­мож­ные раз­но­вид­но­сти про­гно­зов мож­но пред­ста­вить в ви­де сле­дую­ще­го ря­да:

1. Эко­но­ми­че­ские про­гно­зы — но­сят пре­иму­ще­ст­вен­но об­щий ха­рак­тер и слу­жат для опи­са­ния со­стоя­ния эко­но­ми­ки в це­лом по ком­па­нии или по кон­крет­ным из­де­ли­ям.

2. Про­гно­зы раз­ви­тия кон­ку­рен­ции — ха­рак­те­ри­зу­ют воз­мож­ную стра­те­гию и прак­ти­ку кон­ку­рен­тов, их до­лю на рын­ке и так да­лее.

3. Про­гно­зы раз­ви­тия тех­но­ло­гии — ори­ен­ти­ру­ют поль­зо­ва­те­ля от­но­си­тель­но пер­спек­тив раз­ви­тия тех­но­ло­гий.

4. Про­гно­зы со­стоя­ния рын­ка — ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за рын­ка то­ва­ров.

5. Со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние — ис­сле­ду­ет во­про­сы, свя­зан­ные с от­но­ше­ни­ем лю­дей к тем или иным об­ще­ст­вен­ным яв­ле­ни­ям.

Неформальные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

На­гляд­ная ин­фор­ма­ция — это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая от средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции (кро­ме пе­чат­ных ор­га­нов), а так­же смеж­ни­ков, по­став­щи­ков, кон­ку­рен­тов.

Ма­те­ри­аль­ные рас­хо­ды по­лу­че­ния та­кой ин­фор­ма­ции не­зна­чи­тель­ны, од­на­ко тре­бу­ют боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва вре­ме­ни.

Пись­мен­ная ин­фор­ма­ция — это ин­фор­ма­ция, по­лу­чае­мая из пе­чат­ных ис­точ­ни­ков пе­рио­ди­че­ской пе­ча­ти. Так же, как и на­гляд­ная, пись­мен­ная ин­фор­ма­ция не име­ет глу­бо­ко­го ха­рак­те­ра и бы­ст­ро ус­та­ре­ва­ет.

Про­мыш­лен­ный шпио­наж — ин­фор­ма­ция, по­лу­чен­ная по­сред­ст­вом про­мыш­лен­но­го шпио­на­жа, из­на­чаль­но, как важ­ней­шая, на­хо­дит­ся под за­щи­той поль­зо­ва­те­ля. Та­кая ин­фор­ма­ция яв­ля­ет­ся наи­бо­лее цен­ной.

Ко­ли­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

При­ме­не­ние та­ких ме­то­дов це­ле­со­об­раз­но в слу­ча­ях ус­той­чи­вой экс­т­ра­по­ля­ци­он­ной на­прав­лен­но­сти ис­сле­дуе­мо­го яв­ле­ния. Ина­че го­во­ря, лишь то­гда, ко­гда мож­но пред­по­ло­жить, что дея­тель­ность в про­шлом име­ла оп­ре­де­лен­ную тен­ден­цию, ко­то­рую мож­но ожи­дать и в пер­спек­ти­ве, имею­щей­ся ин­фор­ма­ции дос­та­точ­но для вне­се­ния воз­мож­ных кор­рек­тив и вы­яв­ле­ния ста­ти­сти­че­ски дос­то­вер­ных за­ви­си­мо­стей.

Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния

Ана­ли­зи­руя дея­тель­ность пред­при­ятия, со­став­ляя про­гноз его функ­цио­ни­ро­ва­ния, ана­ли­тик не все­гда рас­по­ла­га­ет ин­фор­ма­ци­ей, дос­та­точ­ной для ко­ли­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния, а иной раз выс­шее ру­ко­во­дство фир­мы по­про­сту не по­ни­ма­ет слож­ных ме­то­дов ко­ли­че­ст­вен­но­го про­гно­зи­ро­ва­ния, что, в лю­бом слу­чае, тре­бу­ет при­ме­не­ния ка­че­ст­вен­ных ме­то­дов про­гно­зи­ро­ва­ния.

Ка­че­ст­вен­ные ме­то­ды про­гно­зи­ро­ва­ния пред­по­ла­га­ют об­ра­ще­ние к мне­нию экс­пер­тов — лю­дей наи­бо­лее ком­пе­тент­ных по ис­сле­дуе­мым во­про­сам.

К ка­че­ст­вен­ным ме­то­дам про­гно­зи­ро­ва­ния мож­но от­не­сти сле­дую­щие:

§ Мне­ние жю­ри, как пра­ви­ло, сво­дит­ся к обоб­ще­нию мне­ний экс­пер­тов с даль­ней­шим их ус­ред­не­ни­ем;

§ Мо­дель ожи­да­ния по­треб­но­стей — ме­тод, яв­ляю­щий­ся в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни об­рат­ным ме­то­ду со­во­куп­но­го мне­ния, про­из­во­дит­ся оп­рос кли­ен­тов;

§ Ме­тод экс­перт­ных оце­нок — ото­бран­ные и поль­зую­щие­ся до­ве­ри­ем экс­пер­ты за­пол­ня­ют оп­рос­ный лист.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту