рефераты по менеджменту

Тактические планы в менеджменте

Страница
2

Из всей со­во­куп­но­сти воз­мож­ных ме­то­дов ана­ли­за од­ним из наи­бо­лее пер­спек­тив­ных яв­ля­ет­ся бал­ло­вый ме­тод. Его мож­но ис­поль­зо­вать не толь­ко для про­гно­зи­ро­ва­ния, но и для пла­ни­ро­ва­ния и для ана­ли­за. Этот ме­тод по­зво­ля­ет объ­ек­ти­ви­зи­ро­вать со­во­куп­ность субъ­ек­тив­ных мне­ний.

В на­стоя­щее вре­мя бал­ло­вый ме­тод ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся при ре­ше­нии мно­же­ст­ва за­дач пла­ни­ро­ва­ния и про­гно­зи­ро­ва­ния в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­но­сти ис­ход­ных дан­ных, на­при­мер оп­ре­де­ле­ние воз­мож­ных ва­ри­ан­тов ре­ше­ния управ­лен­че­ской за­да­чи с ко­ли­че­ст­вен­ным ис­чис­ле­ни­ем пред­поч­ти­тель­но­сти ка­ж­до­го из ва­ри­ан­тов, ко­ли­че­ст­вен­ной оцен­ки сте­пе­ни влия­ния на ана­ли­зи­руе­мый объ­ект раз­лич­ных фак­то­ров и мно­гих дру­гих.

В ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае эта­пы и по­сле­до­ва­тель­ность их про­ве­де­ния име­ют свою спе­ци­фи­ку, тем не менее, су­ще­ст­ву­ет об­щая ме­то­до­ло­гия бал­ло­во­го ме­то­да, ко­то­рую в фор­ма­ли­зо­ван­ном ва­ри­ан­те мож­но пред­ста­вить сле­дую­щим об­ра­зом:

§ фор­му­ли­ро­ва­ние це­ли про­ве­де­ния экс­перт­но­го ана­ли­за;

§ оп­ре­де­ле­ние груп­пы спе­циа­ли­стов, обес­пе­чи­ваю­щей про­ве­де­ние экс­пер­ти­зы;

§ раз­ра­бот­ка и обес­пе­че­ние про­ве­де­ния экс­перт­но­го ана­ли­за;

§ фор­ми­ро­ва­ние груп­пы экс­пер­тов, уча­ст­вую­щих в экс­пер­ти­зе;

§ раз­ра­бот­ка ан­ке­ты с фор­му­ли­ро­ва­ни­ем во­про­сов, ис­клю­чаю­щих их двоя­кую трак­тов­ку и ори­ен­ти­ро­ван­ных на ко­ли­че­ст­вен­ную оцен­ку;

§ про­ве­де­ние ан­ке­ти­ро­ва­ния;

§ ана­лиз ан­кет;

§ про­ве­де­ние ан­ке­ти­ро­ва­ния во вто­рой, тре­тий, чет­вер­тый раз, в за­ви­си­мо­сти от слож­но­сти ис­сле­до­ва­ния и тре­буе­мой точ­но­сти;

обоб­ще­ние ре­зуль­та­тов

Процесс планирования

Процесс планирования - это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом;

Первый этап. Фирма проводит исследования своей внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для нее, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности (видение, миссию, комплекс целей). Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.¹

Планирование

Устойчивость функционирования предприятия, фирмы, компании в условиях рынка определяется в том числе наличием действий по согласованию внешнего проявления их элементов. При этом обеспечение соответствия между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятия является основой для обоснования направлений деятельности. Данные действия объединены в рамках стратегического планирования, которое в сочетании с маркетингом обеспечивает возможность роста организации с точки зрения экономических показателей.

Планирование является естественной частью менеджмента. Планирование - это умение предвидеть цели фирмы , предугадать результаты ее деятельности и оценить ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Планирование помогает ответить на четыре важных вопроса.

1. Что хочет представлять из себя фирма ?

2. Где она находится в настоящее время, каковы итоги и условия ее деятельности?

3. Куда она собирается двигаться?

4. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты ее основные цели?

Планирование — первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.

Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть», а «предвидеть - это уже почти действовать».

Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться. Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р.Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь системный характер.

Понятие «система» означает:

1) существование совокупности элементов;

2) взаимосвязь между ними;

3) наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели.

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада) и их интеграции.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждой член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту