· Предметная (межфирменная).Характеризуется тем, что разные фирмы выпускают одинаковые товары.
Существуют следующие методы конкуренции:
§ Ценовая.
§ Неценовая. Заключается в переносе центра тяжести на качество товара (в т.ч. надежность, упаковку, дизайн и т.д.)
Internet дает возможность фирмам конкурировать не на ценовой основе, а на основе специализации. Такая возможность возникает, когда предложение дифференцировано элементами маркетинга, а не ценой продукта. Это в наибольшей степени справедливо для Internet , где при решении о покупке цена имеет далеко не первостепенное значение, а на первое место выдвигаются результаты применения инструментов Web.
С другой стороны, благодаря Internet конкуренция переходит на новый уровень, так как Internet значительно изменяет пространственный и временной масштабы среды ведения коммерции. Internet – глобальное средство коммуникации, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек. Это открывает перед небольшими фирмами возможность расширения аудитории и общения с глобальной аудиторией, так как выход на глобальных рынок с помощью традиционных видов связи для небольших фирм невозможен из-за существенного экономического барьера. Для международных фирм это позволяет повысить эффективность коммуникационных процессов посредством расширения внутренней (интранет) и внешней (extranet) сети фирмы, и использования Internet для повсеместного взаимодействия с текущими и потенциальными потребителями.
Временной масштаб в среде Internet также значительно отличается от обычного и позволяет фирмам принимать решения в несколько раз быстрее, чем раньше. Информация и сервис в Internet доступны круглосуточно. Кроме того, Internet обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации, и, тем самым, поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение.
Заключение.
В заключении этого раздела рассмотрим, какие выгоды получают потребители благодаря использованию ресурсов Internet.
Наиболее характерным преимуществом использования Internet для потребителей является возможность доступа к большому количеству интерактивной информации о товарах и услугах. Интерактивная и гипертекстовая природа Internet позволяет производить глубокие, нелинейные исследования, инициируемые и управляемые пользователями. Следовательно, маркетинговые коммуникации в Internet наиболее ориентированы на потребителя по сравнению с традиционными средствами. Кроме того, само путешествие в среде Internet может быть сильной мотивацией для ее использования.
Способность Internet накапливать, анализировать и управлять большим количеством специализированных данных привлекательна для пользователя, желающего что-либо приобрести, из-за возможности сравнения цен и качеств отдельных товаров.
Преимуществом развития бизнеса в Internet является уменьшение стоимости продуктов за счет усиления конкуренции, связанное с ростом конкуренции на электронном рынке, также ведущего к повышению качества и многообразию товаров за счет расширения рынка и способности производства продуктов непосредственно по запросам потребителей.
Изменения в функциях канала коммуникации по сравнению с традиционными СМИ приводят к вовлечению самих потребителей в процесс выбора товара. Например, потребителя могут сотрудничать с фирмой не только в процессе поиска идей новых продуктов или разработке какого-либо проекта. Это связано с тем, что Internet ставит потребителей в значительно более активную позицию и дает им значительно больший контроль над получением и поиском информации. В результате, например, может возникнуть ситуация, когда потребители, заинтересованные в какой-либо информации, могут заявить о своем интересе в определенном виде информации и запросить предложения от разных источников.
Новые возможности потребителей в виртуальной среде Internet значительно изменяют вид конкуренции. В первую очередь это связано с изменением роли и места, занимаемой потребителями. Потребители в Internet занимают значительно более активную позицию, по сравнению с традиционной средой, что обусловлено равенством возможностей для всех его участников и большим набором используемых средств. Активная позиция потребителей вынуждает фирмы использовать все возможные средства для их привлечения, что, наряду с большой динамикой среды Internet требует постоянной поддержки развития средств и способов взаимодействия с пользователями.
Поскольку Internet значительно увеличивает возможности потребителей в сравнении с традиционными каналами распределения, потребители и фирмы достигают «модели симметричных возможностей», в которой наиболее эффективное коммуникационное взаимодействие возможно не при автономных, а при совместных усилиях.
Доступ в Internet на сегодняшний день все еще ограничен, и это, в свою очередь, сужает возможности фирм, желающих использовать Internet в коммерческих целях. Основными факторами, ограничивающими доступ в Internet, являются:
q Высокая стоимость доступа, включающая необходимость наличия компьютера и модема
q Достаточно высокий уровень сложности
q Ограниченная скорость каналов связи
Основой рекламы любого предприятия или фирмы в среде Internet является Web-сервер фирмы. Общая схема проведения рекламы на основе Web-сервера в среде Internet включает четыре основных этапа:
Ø Первый этап – определение целей и путей их достижения, проведение исследований, разработка плана мероприятий. Этот этап имеет основополагающее значение, поскольку от полученных на нем данных и принятых на этой основе решений будет зависеть эффективность построенной системы и ее жизнеспособность в целом
Ø Следующим этапом является реализация Web-сервера. На этом этапе должны быть решены такие вопросы, как выбор места размещения сервера, выбор провайдера услуг Internet, разработан дизайн сервера и его структура, должно быть произведено его первоначальное информационное наполнение, рассмотрены вопросы совмещения с существующей информационной системой предприятия, и после проведения предварительного тестирования Web-сервер может быть размещен в среде Internet.
Ø После размещения Web-сервера в Internet требуется решить вопрос привлечения на него пользователей – текущих и потенциальных клиентов фирмы. Данных этап подразумевает использование всех видов рекламы в Internet: от размещения баннеров до использования списков рассылки и участия в телеконференциях.
Ø Четвертый этап – подведение итогов на основе сравнения полученных результатов с запланированными по установленным ранее критериям.
При правильном подходе к организации рекламной кампании, раз начавшись, она продолжает свою жизнь, совершенствуясь и развиваясь. После подведения первых итогов возможна корректировка общих целей использования ресурсов среды Internet, что может повлечь за собой пересмотр вопросов первого этапа рекламной кампании. В случае недостаточной отдачи от Web-сервера по причине неудачной, с точки зрения конечного пользователя, реализации дизайна сервера или небольшого количества посетителей необходимо вернуться ко второму или третьему этапу для проведения соответствующих корректировок и исправлений. Значительные изменения в первоначальные планы может вносить и сама среда Internet, высокая динамика развития которой требует постоянного совершенствования используемых методов и средств. Таким образом, проведение рекламной кампании на основе Web-сервера в среде Internet является итерационным процессом, движущимся вместе с развитием Internet.