В целом, психологическое единство коллектива включает в себя и эмоциональное и мотивационное; обеспечивается систематической работой руководства школы. Для чего это нужно? Если каждый член коллектива будет действовать сам по себе, или не станет работать в полную силу для воплощения в жизнь программы инноваций, то школа не добьётся никаких успехов в данной кампании.
Школьный коллектив представляет собой организацию, которая целесообразно устроена, соорганизована, мотивирована и выполняет важные социальные функции. Теория и психология школьного коллектива разработана в трудах таких отечественных исследователей как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А.Сухомлинского. В их работах говорится, в частности о том, что коллектив станет замотивирован эффективно выполнять свои функции только если:
· развита самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которые позволяют эффективно использовать время и потенциальные возможности;
· все члены группы чётко представляют себе цели общей работы;
· в группе задумываются над усовершенствованием методов коллективной работы;
· группа поддерживает своих членов и создаёт тесные взаимоотношения;
· создана производительная система мотивации.
Конкретные исполнители часто видят в инновационных преобразованиях угрозу своему положению, пытаясь в практике определённым образом блокировать «грядущие» изменения, что выражается в их сопротивлении. В образовании наблюдаются такие формы противодействий:
ü отсрочка начала процесса под любым «благовидным» предлогом;
ü «неожиданные препятствия» нововведениям и различные трудности;
ü попытка саботировать изменения или «утопить» их в потоке других первоочередных дел.
Поэтому первая задача руководителя при управлении инновационным процессом – определение отношения к инновации. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой системы отношения к нему.
По разным данным, на стадии зарождения идеи нового члены коллектива по степени мотивации распределяются примерно следующим образом:
1 группа – лидеры (1 – 3%);
2 группа – позитивисты (50 – 60%);
3 группа – нейтралы (30%);
4 группа – негативисты (10 – 20%).
Большое значение в мотивации придаётся делегированию полномочий (ограниченное право использования ресурсов организации и направления усилий подчиненных на выполнение целей школы).
Подлежат делегированию:
· рутинная работа;
· специализированная деятельность;
· частные вопросы;
· подготовительная работа.
Не подлежат делегированию:
ü функции руководителя: установление целей, принятие решений по выработке стратегии школы, контроль результатов;
ü руководство сотрудниками, их мотивация;
ü задачи особой важности;
ü задачи высокой степени риска;
ü необычные, исключительные дела;
ü срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;
ü задачи строго доверительного характера.
Позитивный характер делегирования полномочий низовым звеньям управления, с перераспределением власти между руководителями и общественными органами управления, исполнителями демократизирует управление, повышает динамичность и гибкость управляющей подсистемы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов коллектива, их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда и т.п
Как было сказано выше, для эффективного управления необходима правильная система мотивации, непременно включающая в себя уважение и заботу к каждому учителю. Посмотрим, однако, как происходит побуждение к работе в большинстве современных российских школ[4]:
Рисунок 4 Иерархия управленческих действий в школе
30% - организационное стимулирование 22% - моральное стимулирование 15% - предупреждение |
10% - выговор 7% - принуждение 5% - замечание 2% - убеждение |
Обновление управления, связанное с инновационным развитием, требует формирования системы информационно-аналитической деятельности. Информационно-аналитическая деятельность неразрывно связана с контрольной функцией управления.
Для чего это необходимо? Социальной системой (как, впрочем и любой другой сложной системой) невозможно управлять без знания текущего состояния объекта. Таким образом и функция контроля – функция обратной связи.
Процесс и результаты контроля можно дифференцировать на ряд подфункций: с помощью подфункции учёта происходит сбор и систематизация информации. Далее реализуется подфункция оценки сложившегося состояния и анализ приведших к этому причин.
По результатам исполнители могут быть наказаны или поощрены. После этого руководителю необходимо проанализировать (подфункция анализа) последствия сложившейся ситуации с тем, чтобы скорректировать дальнейшие действия. Последняя подфункция – регулирование (обоснование итогов на основе имеющегося опыта).
Имеют место быть такие функции контроля как информационно-аналитическая, контрольно-финансовая, коррекционно-регулирующая.
Формы контроля бывают следующими: персональный, тематический, классно-обощающий, комплексный.
Действует контроль в школе для достижения таких целей, как:
· Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе;
· Создание благоприятного психологического климата в коллективе школы;
· Осуществление надзора над исполнением законодательства в области образования;
· Выявление случаев нарушения и неисполнения законов и иных нормативно-правовых актов;
· Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
· Инструктаж должностных лиц по вопросам применения действующих в образовании норм и правил;
· Оказание методической помощи педагогическим работникам;
· Анализ и оценка эффективности результата инновационной деятельности;
· Выявление положительных и отрицательных моментов в организации инновационного процесса;
· Анализ результатов реализации приказов и распоряжений.
Для того, чтобы контроль не был ненаправленным, для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школе необходимо прежде всего, определить её содержание, объект, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни. Далее определяют, в какой форме эта информация будет храниться и использоваться.
Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объёму, во-вторых, объективной и, в-третьих, предельно конкретной.
Для каждой из подсистем выделяют 3 уровня информации. Для школы выделяют уровни:
ü административно-управленческий (директор, заместители и т.д.);
ü коллективно-коллегиального управления (Совет школы, педагогический совет, совет кафедр, блоков и т.д.);