В настоящее время данный метод получил высокое признание. Его достоинство состоит в том, что предусматривает:
1. интеграцию усилий всех субъектов управления
2. чёткую операциональную фиксацию основных и промежуточных результатов;
3. определение полной структуры действий, направленных на достижение конкретных целей и обеспечивающих для этого условий;
4. создание матричных структур, ориентированных на реализацию конкретных целей и развитие;
5. согласованную проработку всех видов ресурсов;
В составлении программ инновационного развития следует избегать типичных ошибок:
ü недостаточно чёткое и системное представление администрацией школы «проблемного поля»;
ü отсутствие концептуальных идей по преодолению обозначенных проблем;
ü отсутствие структурированного «дерева целей» образовательного учреждения как конечного результата работы;
ü отсутствие у директора теоретических знаний как по предмету инновационных изменений, так и по управлению ОУ в целом;
ü недостаточно хорошее представление тенденций изменения в социальном заказе.[3]
С целью более эффективного использования программно-целевого управления, о котором шла речь выше, рекомендуется следующий алгоритм:
1 этап – принятие управленческого решения о программно-целевом управлении. Главным содержанием этапа является подготовка сотрудников к преодолению психологического барьера при переходе системы в иное качественное состояние. Весьма важно, чтобы главным идеологом работы стал директор;
2 этап – организационный (назначение руководителя программы – это может быть заместитель директора по науке, и руководителей отдельных подпрограмм, утверждение требований к будущей программе в части её ориентации на основные проблемы) (Приложение3);
3 этап – анализ «проблемного поля», ранжирование выявленных рассогласований между желаемым и действительным, составление «дерева целей», на основе чего сформулировать стратегические цели с горизонтом планирования на 5 лет;
4 этап – формирование и согласование общих целей и подпрограмм (политики школы), уточнение деталей программы, оценка ресурсов, сроков, конкретных исполнителей;
5 этап – основной: завершение комплексного анализа потенциала организации, социального заказа, завершение формулировки концепции и стратегии перевода функционирующей системы в режим её инновационного развития, перевод всей системы в режим инновационного развития;
6 этап – анализ составленного проекта программы, экспертиза по четырём основным параметрам: реальность мероприятий, их важность для достижения целей программы, сроки, ресурсы.
При воплощении в жизнь указанного алгоритма следует помнить о некоторых законах управления социальными структурами (принципы социального управления):
· Принцип правовой защищённости управленческого решения (руководитель должен знать действующее законодательство и принимать решения только в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами);
· Принцип оптимизации управления (принцип Оккама «Не умножай сущность без необходимости»);
· Принцип наименьшего воздействия (разумное сочетание централизации и децентрализации управления, единоначалие);
· Принцип нормы управляемости (число непосредственно подчинённых директору педагогов не должно быть большим);
· Принцип делегирования полномочий;
· Принцип соответствий (выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителей);
· Принцип первого руководителя (при организации задания контроля за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем);
· Принцип одноразового ввода информации (недопущение дублирования и повторов);
· Принцип новых задач (видение перспектив);
· Принцип повышение квалификации;
· Принцип автоматического замещения отсутствующего;
· Принцип необходимого разнообразия (чем сложнее система, тем более разнообразные способы управления должны применяться);
· Принцип эмерджентности (чем сложнее система, тем больше цели элементов отличаются от системных целей);
· Принцип внешнего дополнения (действия на систему со стороны внешней среды создают неопределённость адекватности состояния системы адекватным требованиям);
· Принцип обратной связи.
Следует отметить, что особенностями управления инновационным развитием являются:
ü Гибкость управленческой структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в местном сообществе, в самом учреждении;
ü Совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия, координации и кооперации;
ü Использование проблемно-ориентированного анализа состояния для развития подсистем школы.
Первоначально среди функций управления А. Файолем были выделены следующие четыре: планирование, соорганизация, мотивация и контроль. В дальнейшем исследователи расширили этот круг и добавили такие управленческие функции как коммуникативная функция, функция анализа. Назывались также функция целеполагания и прогнозирования.
В данной работе будут рассмотрены следующие три, считающиеся основными для остальных, считающимися производными: планирование, мотивация, контроль.
А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления, подчёркивая, что сложная и крайне динамичная ситуация вызывает необходимость в детальном предвидении, в частности для того чтобы предотвратить или смягчить колебания.
Он говорил также, что самая лучшая программа не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает, подготавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоятельствах.
Оптимальное осуществление функции планирования невозможно и без наличия прогноза, позволяющего осуществить долгосрочное планирование.
Перечислим основные последовательные действия по успешному переустройству управляющей подсистемы:
ü определение или корректировка миссии, стратегии, политики, «дерева целей», (Приложение 4) модели организационной структуры, обеспечивающей наилучшие возможности для реализации инновационных преобразований;
ü перераспределение обязанностей между руководителем и заместителями, способов кооперации и взаимозаменяемости специалистов, закрепление этого в соответствующих нормативных документах;
ü разработка нового состава типовых управленческих процедур;
ü определение комплекса мер по преобразованию отношений между органами управления и его объектами: оформление их в виде программы инновационного развития школы;
ü организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников, ориентированного на основе нового статуса, обновлённых структур, содержания методов, стиля, технологий.
Основными этапами, безусловно, является первый и четвёртый: чтобы куда-то прийти, нужно знать, куда ты идёшь и на основе этого выбрать верный путь. Своё отражение этот процесс может найти и в другой схеме (Приложение 5).